Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
Метапредметный проект
« Мы- наследники Победит елей»
Автор: Сатарова Евгения Леонидовна, ==
учитель истории и обществознания
Место выполнения работы: Частное общеобразовательное учреждение
«Школа -интернат № 20 среднего общего образования открытого акционер-
ного общества «Российские железные дороги»
Страница 2
2АННОТАЦИЯ
Метапредметный проект «Мы – наследники Победителей» разработан в соот-
ветствии с Программой развития Школы -интерната №20 ОАО «РЖД» и посвящен
Победе в Великой Отеч ественной войне.
Особенн ость данного проекта - его метапредметность , заключающаяся в объ-
единении во зм ожностей разных областей знаний (гуманитарных, филолог ических,
искусства, информатики и КТ и др.) . В результате совмест ная детско -взрослая поис-
ковая и иформационно -познавательная деятельность выходя т за рамки учебных
предметов , соприкасаясь с реальными событиями из и стории конкретных семей.
Красной нитью в содержании этой деятельности проходит тема героическ ого
прошлого и и стории железнодорожного транспорта России, истории железнодорож-
ной семьи, боевых и труд овых подвигов железнодорожников в годы Великой Отече-
ственной войны. Лейтмотивом на прот яжении всего периода выполнения этого про-
екта станет мысль о необходимости сохра нения памят и о событиях Великой Отече-
ственной войны и людях, участвовавших в них.
В данном проекте показана эффективность использования интернет-
технологий , технол оги и интерактивного обучения , метапредметной технол огии
знающего незнания, активных методов обучения и воспитания.
Проект п редставит опыт организации исследовательской и поисковой р аботы
творческими группами.
Практическая значимость коллективной работы воспитанников, педагогов раз-
ных областей знаний (истории, русского языка и литературы, географ ии, информа-
тики, музыки, изобразител ьного искусства) , представителей социума, родителей за-
ключается в созданном продукте: вирт уальной галерее Побе дителей, мультимедиа –
Артмузее творческих работ «Победа глазами детей», масштабном гала -концерт е,
посвящен ном Побед е в Великой Отеч ественной войне, приурочен ном к о Дню Побе-
ды 9 мая, караоке -клубе любителей военных песен, проведению патриотических а к-
ций .
Страница 3
3ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение
1.1.Проблематика
1.2.Цель и задачи
1.3.Актуальность
2.Основная часть
2.1. Зам ысел
2.2.Направления исследования
2.3.Назначение проекта
2.4.Методы и сроки проекта
2.5.Целевая группа, партнеры
2.6.Ожидаемые результаты и эффекты
2.7.Перспективы метапредметного проекта
3.Заключение
Список литературы и источников
Приложения
Страница 4
4ВВЕДЕНИЕ
Проблематика. Современное общество имеет неограниченные возможности
доступа к ра знообразной информации из различных источников, в первую очередь,
из Интернет - источников.
Современные школьники очень быстро обучаются работе с техническими
средств ами, и также быстро обрабатывают информацию, они мгновенно могут пе-
реключаться с одного вида де ятельности на другой, зачастую используя информа-
цию без глубокого ан ализа ее достоверности.
К основной особенности их психологического развития можно отнести кл ипо-
вость мышл ения, когда восприятие мира происходит через короткие яркие образы и
послания. Именно эту ос обенность мышления школьников зач астую используют те,
кто хотел бы пересмотреть историю и внести в нее поправки. Это напрямую касает-
ся событий второй Мировой войны и Великой Отечественной войны .
Использование вербальных средств обучения и воспитания не достигают тако-
го эффекта, как яркие образы с экранов всевозможных технических средств.
Пересмотр подходов к организации патриотической работы, смещение акцен-
та с вербал ьных способов организации этой работы на деятельностные, использова-
ние метапредметных образовательных технологий, внедрение в практику активных
форм работы со школьниками , воздействие на перцептивные каналы восприятия,
представляются первос тепенными в образовательной деятельности школы -
интерната .
Цель: патриотическое воспитание школьников, содействие сохранению исто-
рической пам яти и исторической правды о событиях Великой Отечественной войны
и о вкладе советского нар ода в Великую Победу , привлечение вн имания к истории
железнодорожного транспорта и подвигу железнодорожников в г оды Великой Оте-
чественной войны .
Задачи :
- использование метапредметных образовательных технологий и активных
форм работы , стимулирующих проектную деятельность школьник ов и расширяю-
щих возможность их творч еской самореализции;
- формирование у школьников умений осуществлять самостоятельную поис-
ковую и и нформационно -познавательную деятельность, критически оценивать, от-
бирать актуальную и д остоверную информацию, полученную из различных источ-
ников , структурировать и интерпретир овать ее, выстраи вать продуктивное вза имо-
действие ;
Страница 5
5- формирование целостных представлений школьников о событиях Великой
Отечественной войны и о вкладе советского народа в Великую Победу за счет ис-
п ользо вания правдивой инфо рмации ;
- формирование чувства ответственности за сохранение исторической п амяти и
исторической правды о событиях Великой Отечественной во йны ;
- формирование уважения и устойчивого интереса к истории своего Отечества ,
истории ж елезнодорожного транспорта и подвиг ам железнодорожн иков .
Актуальность метапредметного проекта « Мы - наследники Победителей» обу-
словлена всемирно -историческим значением победы советского народа в Великой
Отечествен ной войне 1941 -1945 гг.
Все меньше остается в живых участников и очевидцев тех страшных событий,
когда будущее Отечества зависело от вклада каждого в победу над врагом, как на
передовой, так и в тылу . В Ро ссии нет ни о дной семьи, которой не коснулись бы со-
бытия военных лет. Семейные архивы хранят фотографи и, письма и награды тех,
кто в годы Великой Отечественной войны защищал Родину, многие из них не ве р-
нулись с полей сражений.
В тылу, не покладая рук, на заводах и в полях трудились женщины, дети и ста-
рики. Без пер ерывов под бомбежками и артобстрелами работ ала железная дорога, по
которой перевозили орудия, оружие, раненных бойцов, продовол ьствие.
Безусловно, что сохранение исторической памяти, правдивое освещение воен-
ных событий, освоение культурного и исторического наследия являются приоритет-
ными задачами патриотического воспитания детей и молодежи.
Архивные источники, хроника событий Великой Отечественной войны, песни
того времени позволяют прочувствовать и понять, что происходило на самом деле и
какая цена у Великой П обеды. Актуальность приобретает неп осредственное знаком-
ство, вдумчивое чтение и обсуждение всех этих документов, встречи с ветеранами и
участниками военных событий, с тружениками т ыла .
Патриотизм – это чувство , отличающее русского человека во все времена и со-
прикосновение молодых и неокрепших духовно детей школьного воз раста с истин-
ными, правдивыми фактами, включение их личностных смыслов будет способство-
вать становлению гражданина своего Отечества и патриота своей Родины .
Страница 6
6ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Замысел метапредметного проекта . Несмотря на то, что минуло более 70 лет
со дня Вел икой Победы , мы по-прежнему слу шаем и поем песни военных времен,
сморим фильмы о боевых событиях и подвигах народов России, в семьях хранятся
фотографии участников Великой Отеч ественной во йны.
В рамках данного проекта предп олагается приблизить эти события за счет
включения ли чностных смыслов школьников, выявления сопричастности каждой
семьи посредством использ овани я архивных документов, писем, наград родствен-
ников.
Изучать историю можно не только по событиям, процессам, явл ениям, связан-
ным с глобал ьными переменами, пр оисходящими в нашем обществе, но и на приме-
ре судеб отдельных людей, живших или живущих рядом с нами. Поэтому так важно,
чтобы каждое новое поколение сохран яло память о великих событ иях в истории
своей страны и людях, участвовавших в них.
Использование технологии интерактивного обучения позволит опираться в
формировании патриотических чувств на конкретный опыт, который школьники
получат в ходе выполнения пр оекта. Эта технология будет способствовать эффек-
тивной о рганизации коллективной работы школьников за счет их сотрудничества,
эмоциональной включенности в процессе выполнения ра зличных видов деятельно-
сти, проживания совместных ситуаций успеха при конструктивном в ыполнении по-
ставленных задач.
Когда многим кажется, что события далеких лет изучены и исследованы и не
представляют интереса для и зучения, эффективной будет метапредметная техноло-
гия знающего незнания, осн овывающаяся на обучении находить и исследовать в
изученных ранее процессах и явлениях незн акомые им стороны. Это позволит раз-
вивать интеллектуальные навыки, познавательные способн ости, воображение, ана-
литические навыки, самооценку.
Использование активных форм работы, основанных на включении в осмыслен-
ную деятел ьность, прида дут проект у особую личностную знач имость .
Эти и другие средства могут быть использованы при проведении поисковой,
информацио нно -познавательной деятельности, при представлении и распростране-
нии ее результатов.
Основным итогом метапредметного проекта « Мы - н аследники Победителей»
станет созда нная виртуальная галерея Победителей, мультимедиа – Арт - музей
творческих работ «Победа гл азами детей», масштабный гала -концерт «Салют, По-
Страница 7
7беда» , приурочен ный ко Дню Победы 9 мая, караоке -клуб любителей военных пе-
сен , проведение патриотических акций .
Исследование, организованное в рамках метапредметного проекта « Мы -
н аследники победителей» осуществляется в нескольких направлен иях:
1) работа с домашними архивами, описание имеющихся докуме нтов;
2) беседы с родственниками и знакомыми о вкладе семей в Великую П обеду на
фронтах и в тылу . Оформление итогов бесед в виде коротких репорт ажей , сочине-
ний разного жанра ;
3) разработка сценария гала -концерта;
4) подготов ка экспозиций мультимедиа – Арт музея творческих работ «Победа гла-
зами детей»;
5) макетиров ание экспозиций виртуальной галереи Победителей ;
6) создание картотеки песен военных лет для караоке -клуба.
7) проведение патриотических акций: «Ветеран живёт рядом», «Встреча поколе-
ний», «Поздравь ветерана» и др.
Назначение проекта . Метапредметный проект «Мы – наследники Побед ителей»
направлен на патриотическое воспитание школьников, содействие сохранению ис-
торической памяти и истор ической правды о событиях Вел икой Отечественной вой-
ны и о вкладе советского народа в Великую Победу, привлечение внимания к и сто-
рии железнодорожного транспорта и подвигу железнод орожников в годы Великой
Отечес твенной войны.
Тематика метапредметного проекта, направления исследований и содержание
проектной и ин формационно-познавательной деятельности дают возмо жность вос-
питанникам расширить знания о событиях Великой Отечественной войны и придать
им личностный смысл за счет изучения д омашних фото -архивов, писем, наград,
воспоминаний об участвующих в этих событиях родстве нников и знакомых.
Школьники приобретут опыт участия в меропри ятиях патриотической направ-
ленности, смогут проявить и отстаивать свою позицию, убеждения , упрочат чувство
ответственности за сохранение исторической памяти и исторической пра вды о со-
бытиях Великой Отечественной войны .
Педагоги , а это учителя истории, русс кого языка и литературы, географии, музы-
ки и изобраз ительного искусства, информатики, руководители кружков, и, прежде
всего, школьники освоят т ако й формат внепредметного проекта как метапредмет-
ный про ект. Это позвол ит расширить во зможности одной пре дметно й области за
счет выполнения задач на стыках областей знаний, в том числе за счет выхода за
Страница 8
8рамки учебных предметов. Апробация метапредметных технологий и а ктивных ме-
тодов пройдет в естественных усл овиях.
Методы реализации проекта: деятельностный, поисковы й, диагностический,
проектный, исследовательский.
Сроки реализации метапредметного проекта : сентябр ь 2021 г по сентябрь
2023 г. В т ечение всего периода реализация данного проекта будет проходить под
девизом «Мы помним ваши имена» в честь знаменательного со бытия отечественной
и мировой истории – Победы в Великой Отечественной войне.
Этап = Ср оки = Задачи = Мероприятия = Планируемый р езуль-
тат
По дго-
тов и-
тел ь-
ный
этап
Се н-
тябрь
2021 г.
Согласов а-
ние поз и-
ций, подг о-
товка пл а-
нирующей
докуме н-
тации
1.Создание штаба по о рганизации пр о-
ектной и исследовательской деятельн о-
сти.
2.Согласование замысла метапредметн о-
го проекта, разработка док ументации.
3.Составление плана работы.
4.Создание творч еских групп.
5.Подготовка заданий для творческих
групп (Приложение 13) .
Принятие з амысла кон-
цепта. Создание коман-
ды ед иномышленн иков,
включение в пл ановую
раб оту.
Осно в-
ной
этап
Октябрь
2021г –
а п рель
2023 г.
Организ а-
ция и пр о-
ведение
поисковой
и исслед о-
вательской
деятельн о-
сти, подго-
товка те х-
нич еских
заданий
творческ и-
ми гру п-
пами.
1.Пр оведение встреч, бесед с родстве н-
никами и знакомыми об участии членов
их семей в событиях Великой Отеч е-
ственной войны, интервьюирование.
Подготовка итоговых репортажей.
2.Опрос родственников и знакомых, др у-
зей о любимых песнях военных лет, с о-
ставление кат алога песен для кар аоке -
клуба.
3. Подготовка экспозиций мультим едиа –
Артмузея творческих работ .
4.Изучение семейных альбомов, ф ото-
архивов, описание реликвий вое нных лет.
Подготовка виртуальной галереи Поб е-
дит елей.
5. Акция «Поздравь ветерана»
6. Акция «В етеран живет рядом».
7. Акция «Моя семья и война».
8. Посещение музеев: Локомотивного д е-
Проявление ум ений
конструктивно раб о-
тать в кома нде; эффек-
тивно выстраивать
ко ммуникации и ин-
теракции; проду ктивно
взаимоде йствовать; м о-
бильно решать задачи;
осуществлять са мосто-
ятельную поисковую и
и нформацио нно -
познавательную дея-
тельность; кр итически
оц енивать, отбирать
актуал ьную и досто-
в ерную и нформацию,
структурировать и ин-
терпретир овать ее; про-
являть чу вство со-
причастн ости к изучае-
мым с обытиям.
Страница 9
9по ст. Омск, железнодорожного музея
Омск ого территориального управления
Западно -Сибирской железной д ороги.
9. Встреча трёх поколений
Закл ю-
чи-
тел ь-
ный
этап
Май -
сентябрь
2023г
Подвед е-
ние итогов
пои сковой
и исслед о-
вател ьской
деятельн о-
сти.
Провед е-
ние подг о-
товле нных
меропри я-
тий.
Фото- отчет
о выполн е-
нии мет а-
предметн о-
го прое кта
«Мы -
наследники
Победит е-
лей ».
1.Проведение штаба о готовности мер о-
приятий, внесение необходимых корре к-
тив и дополнений.
2.Организация работы караоке -клуба для
всех желающих разучить и исполнять
песни военных лет.
3.Запуск виртуальной галереи Победит е-
лей.
4.Торжественное открытие мульт имедиа
– Артмузея творческих работ «Победа
глазами детей».
5.Проведение гала -концерта «Салют, П о-
беда!», посвященного Победе в Великой
Отечественной войне и приур оченного ко
Дню Поб еды 9 мая.
6.Подготовка и размещение на офиц и-
альном сайте школы -интерната отчета о
выполнении метапре дметного проекта
«Мы - наследники Победит елей ». (При-
ложение 14)
Полная реализ ация ме-
тапредметного проекта,
достиж ение поставлен-
ной цели и выпо лнение
пл анируемых за дач.
Освоение мет апред-
метных техн ологий и
а к тивных форм органи-
зации поисковой и ис-
следовательской раб о-
ты.
Упрочение пози ций и
положител ьного ими-
джа шк олы-интерната в
окружающем социуме
и среди учреждений
ОАО «РЖД».
Реализация проекта осуще ствляется творческими группами: группа спецкорреспон-
дентов; группа исследователей архивных документов ; группа сцен аристов; группа
оформителей; труппа актеров; группа аналитиков; группа программ истов из числа
старшеклассников; группа консультантов из чи сла педагогов .
В ходе выполнения плановых мероприятий в рамках проекта будут проведены
разнообра зные мероприятия :
беседы и интервьюирование ;
подготовка творческих работ для Артмузея;
изучение семейных альбомов, фото-архивов , семейных реликвий ;
составление р епортажей;
подготовка сценариев;
Страница 10
10 встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками т ыла , ве-
теранами труда, Почётными железнодорожниками, военнослужащими, во инами –
интернационалистами;
встречи с интересными людьми;
работ а клуба «Патриот»;
акци я «Ветеран живет рядом»;
акци я «Моя семья и война»;
посещение музеев: Локомотивного депо ст. Омск, железнодорожного музея
Омско го территориального управления Западно -Сибирской железной д ороги;
тематические экспозиции в библиотеке;
подбор специальной литературы в библиотеке ;
подготовка репертуар а караоке -клуба военных песен;
обновле ние стр аниц официального сайта школы -интерната.
Целевая группа проекта, партнёры
• воспитанники школы-интерната , лидеры ДО «Новое поколение» .
• работники школы – 3 0 челове к
• родители – 80 человек
• ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла – 8 человек
• ветераны труда, Почётные железнодорожники - 22 человека
• воины -интернационалисты – 2 человека
• воины, отслужившие в армии – 4 человека.
Партнёры школы -интерната: Совет ветеранов Локомотивного депо ст. Омск, Совет
ветеранов Л енинского административного округа г. Омска, Отдел по д елам молодё-
жи, физической культуры и спорта Ленинского административ ного округа г. Омска,
Омская областная детская общественная организация «Буд ущее Сибири», Ассоциа-
ция детских общественных объединений «Светоч», вы пускники школы-интерната.
Ожи даемые результаты и эффекты
1. Освоение обучаю щимися на базе нескольких учебных предметов (ист ории, русского
языка и литературы, географии, информатики, музык и, изобразительного искусства)
способов деятельн ости, применимых как в рамках образовательного про цесса, так и
при решении проблем в реал ьных жизненных – ситуациях, то есть достижение ме-
тапредме тных результатов.
Страница 11
112. Повышение уровня сформированности у школьн иков умений осуществлять само-
стоятельную поисковую и информационно -познавательную деятельность, критиче-
ски оценивать, отбирать а ктуальную и достоверную информацию, полученную из
различных источников, структурировать и интерпретировать ее, выстраивать про-
ду ктивное вза имодействие.
3. Повышение показателя сформированности целостных представлений школьников о
событиях Великой Отечественной войны и о вкладе сове тско го народа в Великую
Победу.
4. Сформированность чувства ответственности за сохранение историч еской памяти и
исторической правды о событиях Великой Отечественной во йны.
5. Повышение показателя сформированности устойчивого интереса к ист ории с воего
Отечества и своего народа.
6. Создание собственных информационных ресурсов для освещения и с опровождения
проекта «Мы – наследники Победителей».
7. Увеличение доли участия в жизни школы -интерната родительской общественности
и социальных партнеров.
8. Расширение связей с советами ветеранов, учреждениями культуры и со циальной
сферы.
9. Расширение информационной открытости школы- интерната.
10. Выпуск печатной продукции, фото -отчетов о ходе реализации проекта «Мы –
наследники Поб едителей» с целью обобщения и тиражирования перед ового опыта.
11. Создание электронной методической копилки (сценарии, разработки м ероприятий,
рекомендации, диагностич еские материалы и др.) по патриотическому воспитанию
школьников для использова ния в практической работе педагогами Школы -
интерната №20 ОАО «РЖД» и другими общеобразовательными учреждениями.
12. Представление проекта « Мы – наследники Победителей» на конкурсах и семина-
рах.
Результаты проекта
2. Создан ы собственны е информационные ресурсов для освещения и со провождения
проекта «Мы – наследники Победителей». (Приложение 1)
3. Установлены связи с советами ветеранов, учреждениями культуры и социальной
сферы. (Прило жение 2 )
Страница 12
124. На сайте школы размещены фото -отчеты о ходе реализации проекта «Мы – наслед-
ники Победит елей».
5. Создан а электронн ая методическая копилк а (сценарии, разработки м ероприятий,
рекомендации, диагностические материалы и др.) по патриотическому воспитанию
школьников для использов ания в практической работе педагогами Школы -
интерната №20 ОАО «РЖД» и другими общеоб разовательными учреждениями.
6. Оформлена экспозиция мультимедиа – Артмузея творческих работ. (Прил ожение 3)
7. Изучены семейны е альбом ы, фото -архив ы, описания реликвий военных лет. Собра-
ны экспозиции и оформлена виртуальная галере я Победителей. (Прило жение 4)
8. Акция «Поздравь ветерана». (Прил ожение 5)
9. Акция «Ветеран живет рядом». (Приложение 6)
10. Акция «Моя семья и война». (Прило жение 7)
11. Посещение музеев: Локомотивного депо ст. Омск, железнодорожного музея Омско-
го территор иального управления Западно -Сибирской железной дороги. (Прил ожение
8 )
12. Встреча трёх поколений . (Приложение 9)
13. Проведен гала -концерт «Салют, Победа!», посвящённый Победе в Великой Отече-
ственной войн е и приуроченного ко Дню Победы 9 мая. (Прил ожение 1 0)
14. Собран и размещён на сайте школы репертуар караоке -клуба военных песен. (При-
ло жение 1 1)
15. Проведено анкетирование для выявления уровни развития патриотических чувств у
воспитанн иков. (Приложение 12)
Уст ойчивость проекту придают накопленный многолетний опыт результатив-
ного участия коллектива школы -интерната в конкурсах проектов разной направлен-
ности , поддержка родител ьской общественности, социальных партнеров и предста-
вителей с оциума.
Перспективы проекта . Метаредметный проект « Мы – наследники Поб едите-
лей » рассчитан на год, но в силу того, что ряд мероприяти й, таких как г ала-концерт,
работа караоке -клуб в преддверии Дня П обеды, обновление галереи Победителей,
приобрет ут, безусловно, традиционный характер, данный проект запускается еже-
годно и может условно быть назван до лгосрочным.
Метапредметный проект является перспективным, потому что позволит расши-
рять его содержание и дополнять или вводить новые направления в зависимости от
использования привл еченных ресурсов разных сфер знаний, которые будут способ-
Страница 13
13ствовать патриотическому воспит анию и всестороннему ра звитию личности воспи-
танников школы -интерната .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метапредметный проект «Мы – наследники Победителей» уже на начало по
итогам иссл едования уровн я развития патриотических чувств и сформированности
гражданственности у по дростков (по Д.В. Григорьеву) показал высокие результаты
(Приложение №3 ), позволяющие ко нстатировать его успешность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Аксенова, Н. П. Организационно -п едагогические основы военно -
патриотического воспитания старшеклассников [Текст]: дис. .канд. пед. наук. М.,
1970. - 245 с.
2. Александрова, Е.А. Активные методы обучения на уроках информатики
как эффек тивное средство реализации ФГОС [Электронный р есурс] / Е.А. Алексан-
дрова // Социальная сеть работников образования, 2018. – № 2. – Режим доступа:
https://nsportal.ru/shkola/informatika -i-ikt/library/2018/06/29/aktivnye -metody -
obucheniya -na-urokah -informatiki- kak (дата обращения: 09.03.2020).
3. Антонова А. Д., Сафро нова Е. С., Лучникова М. Д. Патриотизм в совре-
менной Ро ссии: вопросы и проблемы // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С.
296 -299. — URL https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 01.03.2020).
4. Борисов, Е.Е. Визуализация как актуальное направление распростране-
ния информ ации [Текст] / Е.Е. Бор исов // Молодой ученый, 2019. – № 22. – С. 611 -
614.
5. Гречкина, М.А. Феномен «Клипового мышления» подростков в эпоху
информатиз ации [Текст] / М.А. Гречкина // Профилактика зависим остей, 2019. – №
3 (19). – С. 107-112.
6. Ильин, В.А. Стратегия национальной безопасности - 2015 – шаг к ново-
му этапу ра звития России. – [Электронный ресурс] // Экономические и социальные
перемены: факты, тенден ции, прогноз. – 2016. - №1 . – С. 28.
7. Калинина, Т.Л. Этическое мышление о благе, долге, моральном законе и
других к атегориях нравственности [Электронный ресурс] / Т.Л. Калинина //
APRIORI. Серия: Гуманитар ные науки, 2015. – № 6. – Ре жим доступа: http://apriori-
journal.ru/seria1/6 -2015/Kalinina.pdf (дата обращения 10.02.2020).
Страница 14
148. Колмогорцева Л.Н, Диагностика нравственной самооценки [Электрон-
ный ресурс] URL: http://www.refsru.com/referat -28506-6.html
(дата обращ ения:
02.03.2020).
9. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996- р «Об утвержде-
нии Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 го-
да» URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1979501205393536308375082
&cacheid=04C66FE8C3FF9E7A389DB90134BB31E0&mode=splus&base= LAW&n=18
0402&rnd=F8B80D8AF5A9B0A83BCBBA65A0663B22#det9qtsoeio (да та обращения:
01.01.2020).
10. Снопко, Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы
патриотич еского воспитания в системе профессионального образова ния [Текст]: ав-
тореферат диссертации д -ра педагогогических наук. – М., 2007. – С. 34-35.
Страница 15
15ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
https://xn --20-llch3c4b.xn--p1ai/rodit elyam-i- uchenikam/pobeda/metapredmetnyy -proekt -my -
nasledniki -pobediteley/
Страница 16
16ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
https://xn --20-llch3c4b.xn--p1ai/news/novosti -2019- 2020_5788.html
Страница 17
17ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
https://xn --20-llch3c4b.xn--p1ai/roditelyam -i- uchenikam/pobe da/metapredmetnyy -proekt -my -nasledniki -
pobediteley/art -muzey -tvorcheskih- rabot/
Страница 18
18ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.
https://xn --20-llch3c4b.xn--p1ai/roditelyam -i- uchenikam/pobeda/metapredmetnyy -proekt -my -nasledniki -
pobediteley/galereya -pobediteley/
Страница 19
19ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.
Юными патрио тами школы были организованы акции: «Поздравь ветерана», «Праздник для
ветеранов», «От всей души», «Поздравляем». Школьники изготовили поздравительные о ткрытки,
писали письма с тёплыми пожеланиями, своими руками изготавливали подарки для вет еранов.
Страница 20
20ПРИЛОЖЕНИЕ № 6.
В рамках акции «Ветеран живет ря-
дом» ребята посещали ветеранов Вел и-
кой Отечественной войны, вдов, труж е-
ников тыла, почетных железнодорожн и-
ков и помогали им: складывали дрова и
уголь, возили воду, убирали дворы и
прилегающие к до му территории. С бл а-
годарностью встреч ает детей труженица
тыла - Н.К. Пол ивина.
Неиссякаемый источник добра и св е-
та сохранили люди, испытавшие тяготы
войны. Эти встречи очень волнуют де т-
ские сердца.
С большим желанием помогают ветеранам мальчишки и дев чонки, а потом, затаив дыхание,
слушают рассказы о фронтовой жизни, о ранениях и подвигах, ра ссматривают награды.
Страница 21
21ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Страница 22
22ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
Тёплые отношения сложились у ребят с Советом ветер анов локомотивного депо ст. Омск. Сов-
местные музейные уроки, клуб встреч «М агистраль».
Интересной и познавательной получилась экскурсия школьников в музей локомотивного депо
ст. Омск, где ребята узнали, что наша выпускница Борисенко П. – правнучка машини ста В.М. Бо-
рисенко, водившего бронепоезд «Киров» в годы Великой Отечественной войны к местам сраж е-
ний.
Страница 23
23ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
Встреча поколений – одно из самых ожидаемых и любимых мероприятий, как для ребят, так
и для ветеранов войны, тружеников тыла, почётных железнодорожников. З адушевные разговоры за
чашкой чая с участником войны, тружениками тыла о боевых товарищах, о крупных военных ср а-
жениях, о городах – героях, о послевоенном восстановлении железной дороги.
На всю жизнь со хранятся в памяти ребят эти тё плые встречи.
Страница 24
24ПРИЛОЖ ЕНИЕ № 10.
\
https://xn --20-llch3c4b.xn--p1ai/news/novosti -2019- 2020_5839.html
Прошло уже более 70 лет со времени Великой Победы советского народа над фашистскими
войсками, но память об этом событии не умирает в наших сердцах. Очень дорогой ценой дост а-
лась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений,
горя, тяжелого труда. Разорены города и села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды сове т-
ских людей. Тысячи сожженных в печах крематориев, тысячи замученных в концлагерях, тысячи
расстрелянных, тысячи и тысячи погибших на полях сражений. Вместе с тем это были годы муж е-
ства, беззаветной любви к Родине.
Страница 25
25ПРИЛОЖ ЕНИЕ № 11.
https://xn --20-llch3c4b.xn--p1ai/roditelyam -i- uchenikam/pobeda/metapredmetnyy -proekt -my -nasledniki -
pobediteley/karaoke -klub -lyubiteley -voennyh- pesen-katyusha2/
Страница 26
26ПР
ИЛОЖ ЕНИЕ № 12.
Примерные вопросы беседы (интервью)
1.Кто из родственников или хороших знакомых воевал на фронтах Великой Отечественной войны
2. Кто из родственников или хороших знакомых в годы Великой Отечестве нной войны трудился в
тылу, что конкретно выполняли
3.Что Вы знаете о них, какие они были
4.Что сохранилось в семейном архиве, какие фото, письма, награды. Можно ли эти материалы от-
сканировать
5.Какие песни военных лет Вы знаете, какие поете. Как, по Вашему мнению, эти песни возде й-
ствовали на состояние д уха бойцов
6.Какую роль играла песня в годы Великой Отечественной войны
Таблица – Уровни развития патриотических чувств у воспитанников
Уровень Характеристик а
Высокий
полное понимание сущности ключевых признаков
патриотизма и гражданственности, положительное и
обязательное отношение к тем обязанностям, которые за
ними последуют.
Kj_^gbc
частичное понимание сущности соответствующих
признаков, неустойчивое отн ошение к тем обязанностям,
которые за ними последуют.
Gbadbc
слабое понимание воспитанниками сущности важнейших
сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем
обязанностям, которые за ними последуют.
P_e_\hc ]jmiihc bkke_^h\Zgby \uklmibeb \hkibl Zggbdh\ >ey gZ]ey^ghklb ij_^klZ\bf
ihemq_ggu_ j_amevlZlu \ nhjf_ ^bZ]jZffu kf Jbk
Рис.1. – Уровень развития патриотических чувств («Изучение уровней сформированности гра ж-
данственности у подростков» по Д.В. Григорьеву)
ВЫВОД: По результатам исследования выявлено, что воспитанников с низким уровнем
сформированности патриотических чувств нет. У 32% респондентов был выявлен средний уро-
вень, который характеризуется осознанием и пониманием, что такое «патриотизм» и «гражда н-
ственность», суще ствует положительное личное отношение к ним. Также сформированы знания
об истории, традициях, укладе, религии своей страны. У остальных респондентов (68%) был в ы-
явлен высокий уровень военно -патриотического воспитания, т акие воспитанники имеют полное,
осознанное и целостное представление о патриотизме и гражданстве нности.
Страница 27
27\
ПРИЛОЖЕНИЕ
№ 13.
Технические задания творческим группам
Мероприятие = Методы, фор мы = Сроки =
Группа спецкорреспондентов =
1.Договоренности о встрече. =
2.Встреча и собеседование.
3.Подготовка отчета о соб е-
седовании.
Устно, письменно, зв онок. =
Беседа, интервью, опрос.
Краткий репортаж , состав-
ление отчета по ре зультатам
опроса о знании и пре дпо-
чтениях в исполнении песен
вое нных лет.
Сентябрь =октябрь 20 2Nг.=
Ноябрь – декабрь 2022г.
Январь - февраль 2023г.
Группа исследователей архивных документов =
1.Договоренности о р аботе с
семейными альбомами, ф о-
то -архивами, письмами и
наградами участн иков ВОВ.
2.Составление описи доку-
ментов, их подробное оп и-
сание.
3.Подготовка экспозиций
виртуальной галереи Поб е-
дителей.
Устно, письменно, зв онок. =
=
=
=
Сканирование, опис ание ,
интерпретация
Макетирование
Сентябрь =октябрь 20 2Nг.=
=
=
=
Ноябрь – декабрь 2021г
Январь – март 2021г.
Группа сценаристов =
1.Сост авление списка ном е-
ров.
2.Знакомство с истори ей пе-
сен и танцев военных лет,
Поиск в разных исто чниках
и знакомство с отчетами
группы спецкоров , ранжи-
рование песен, выделение
песен о железнодорожных
войсках, железной доро ге.
Изучение истории песен и
танцев военных лет .
Сентябрь 20 2Nг. -=фев раль
2022г.
Ноябрь 2021г. – февраль
2022г.
Страница 28
283.Подготовка сценария для
гала- концерта.
=
Март 2022г.
Труппа актеров =
1.Знакомство со сцен арием. ==
2. Определение участия в
программе.
3.Разучивание ролей, подго-
товка номеров .
Изучение =и обсуждение =
=
Обсуждение, аргумен тация.
Разыгрывание ролей,
Репетиции
Март =202 2г.=
=
=
Март 2022г.
Апрель – май 2022г.
Группа оформителей =
1.=Поиск в интернете и по д-
борка вариантов оформл е-
ния экспоз иций.
2.Подготовка экспоз иций
для мультимедиа Арт музея
3.Совместная работа с гру п-
пой программистов по под-
готовке и запус ку Мульти-
медиа Арт музея.
Мозговой штурм =
=
=
=
Моделирование, дизайн
Оформление экспоз иций,
проба запуска А рт музея
Сентябрь =октябрь 20 2Nг. =
=
=
Ноябрь 2021г. – март 2022г.
Апрель – май 2022г.
Группа аналитиков =
1.Подготовка фото -отчетов
о ходе реализ ации проекта в
целом и работы каждой
группы отдельно.
2. Изучение и анализ хода
выполнения техни ческих
зад аний, подготовка рек о-
мендаций группам в случае
затруднений организацио н-
ного плана
3.Мониторинг удовлетв о-
ренности от совместной д е-
ятельности
Фотографирование =
=
=
=
=
Анализ хода выполне ния
технического задания, ра з-
работка алгоритма деятел ь-
ности
Сентябрь 20 2N=г. =май
2022г.
Сентябрь 2021 г. – май
2023г.
Страница 29
29Опрос, ана лиз результ атов ,
выводы.
Октябрь 2021г.
Май 2023г.
Группа программистов =
1.Подготовка реперту ара
для караоке -клуба
2.Подготовка страницы на
официальном сайте, посв я-
щенной событиям реализа-
ции проекта
3.Совместная работа с гру п-
пой оформителей по подго-
товке и запу ску Мултимедиа
Арт музея
Поиск в открытых источн и-
ках лучших исполнений пе-
сен воен ных лет. Мозговой
штурм. Комплектов ание.
Моделирование, дизайн
Сентябрь 20 2Nг. -=февраль
2022г.
Май 2022г.
Апрель – сентябрь 2022г.
Группа консультантов =
1.Изучение эффекти вности
деятельности групп.
2.Оказание практич еской
помощи.
Наблюдение; изучение,
насколько качественным я в-
ляется полученный пром е-
жуточный и итоговый р е-
зультат.
Рекомендации и практич е-
ская помощь
В течение всего пери ода,
постоянно
В течение всего пери ода, по
необходимости
Страница 30
3022 июня 1941г. –
9 мая 1945г .
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 4.
В течение 2020 - 2021 гг. в каждом классе был проведён цикл тематических бесед, уроков му-
жества, классных часов, библиотечных уроков, посвящённых Победе в ВОв: «Омск в годы войны»,
«Не в бой солдаты уходили, а шли в историю они», «Дороги Победы», «Подвиг народа бессмер-
тен», «Урок Памяти», «Дети войны», «Этих дней не смолкнет слава!», «Они сражались за Роди-
ну!».
На открытые классные часы и уроки мужества,
были приглашены: ветераны Великой Отечествен-
ной войны - Герасимов Василий Пименович и Се-
вастьянов Виктор Михайлович;
Платковский Чеслав Францевич, труженик тыл,
ветеран труда; Какухин Павел Ефимович, ветеран
труда, есаул казачьего войска;
Сергей Павлович Мельников, ветеран труда;
Шестаков Виктор Иванович, почётный
железнодорожник; Серков Юрий Алексан-
дрович – генерал – майор, заместитель
председателя Омского городского Совета
общественных организаций ветер анов войны,
труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов; Душкин Анатолий Александрович – лей-
тенант ОМОН, участник боевых действий в республике Чечня, член Совета ветеранов Советского
административного округа г. Омска; Лисин Владимир Михайлович; уча стник боевых действий в
Афганистане. Школьники были рады встрече со старыми друзьями - ветеранами и появлению но-
вых друзей: старшеклассники вместе с гостями пели под гитару военные песни, ученики младших классов расска-
зывали стихи, задавали вопросы.
В би блиотеке были оформлены
книжные выставки: «Пылающий адрес войны», «Победный май», «Неизвест-
ный солдат», «Победу ковал советский народ», «Этот день мы приближали как
могли», «Дети и война». Увлечённо участвовали школьники
в конкурсе плакатов, рисунков и бо евых
листов: «Нам этот мир завещано беречь», «Война в рисунках детей», «Оружие
и техника времён Великой Отечественной войны».
Лидеры детского объединения организовали акции: «Поздравь ветерана», «Праздник для вете-
ранов», «От всей души», «Поздравляем». Школьники изготовили поздравительные открытки, пи-
сали письма с тёплыми пожеланиями, своими руками изготавливали подарки для ветеранов. Отчёт
о результатах работы в рамках проекта
«Мы - наследники победителей»
Страница 31
31Конкурс стихов «Войной опалённые строки» выявил
юные поэтические дарования, чьи творения включены в ли-
тературный альманах, посвящённый 75- летию Победы.
Тёплые отношения сложились у ребят с Советом ветера-
нов локомотивного депо ст. Омск. Совместные музейные
уроки, клуб встреч «Магистраль». Задушевные разговоры за
чашкой чая с участником войны, тружениками тыла о боевых
то варищах, о крупных военных сражениях, о городах – геро-
ях, о послевоенном восстановлении железной дороги.
Интересной и познавательной получилась экскурсия
школьников в музей локомотивного депо ст. Омск.
В рамках акции «Ветеран живет рядом» ребята посеща-
ли ветеранов Великой Отечественной войны, вдов, тру-
жеников тыла, почетных железнодорожников и помога-
ли им: складывали дрова и уголь, возили воду, убирали
дворы и прилегающие к дому территории. С благодар-
ностью встречает детей труженица тыла - Н.К. Поливи-
на.
С большим желанием помогают ветеранам мальчиш-
ки и девчонки, а потом, затаив дыхание, слушают рас-
сказы о фронтовой жизни, о ранениях и подви-
гах, рассматривают награды. В феврале были проведены спортивно – массовые
праздники, эстафеты и квесты, посвящённые 75 -летию
Победы в ВОв. Участники войны, ветераны труда наблю-
дали за ходом спортивных игр, оценивали ловкость и
скорость состязающихся, подводили итоги различных
этапов. Яркие и незабываемые впечатления остались у
гостей праздника.
Традиционными стали концертные программы, по-
священные памятным датам истории. Ветераны труда,
почётные железнодорожники с удовольствием смот-
рят выступления участников детских творческих объ-
единений, общаются с педагогами, учениками. Не
прерывается связь по-
колений, воспитыв ается
уважение к человеку
труда, любовь и забота
к людям старшего по-
коления. Фактически на каждом празднике в
школе ветераны труда – почётные и желанные гости.
Совет лидеров детской организации подготовил подборку и
провёл видеолекторий документальных и художественных фильмов,
создал аудиотеку песен, посвящённых 75- ой годовщине Победы в
ВОв: «Железная дорога в годы войны», «Мелодии войны», «Воен-
ные песни», «24 кадра Победы», «Горячий снег».
С удовольствием приняли участие школьники в музыкальных
танцевальных переменках «Танцы военных лет», флешмобах «Во-
енный вальс».
Страница 32
32В течение года учителями истории и лидерами детской организации бы-
ли организованы и проведены музейно – исторические олимпиады по темам:
«Подвигу защитников Родины жить в веках», «Герои вой ны».
Организованные лидерами ме-
роприятия направлены на воспитание
ребёнка в духе любви к Родине, уважения к культурно -
историческому наследию своего народа и своей страны,
на развитие его творческих способностей. Ребятами бы-
ли проведены лектории, часы истории на темы: «Подвиг
непобеждённого народа», «Города -герои», «В ты-
лу и на войне», «Время героев».
Лидеры клуба «Патриот» взяли шефство
над памятным знаком, установленным на месте
гибели выпускника школы - интерната, младшего
сержанта милиции - С. Антонова. Ребята провели
митинг «Помнить сердце велит» ко дню рождения
С. Антонова.
Совместно с ветеранами органов внутрен-
них дел, молодыми сотрудниками подразделения вневе-
домственной охраны и отдела полиции № 4 УМВД
России по г. Омску почтили память о С. Ант онове
Минутой молчания, возложили цветы.
Ежемесячно лидеры детской организации
«Новое поколение» убирали территорию возле па-
мятного знака.
Ежегодно патриоты убирают территорию у
Мемориального камня «Героям России» на улице
Воровского в рамках акции «Память». В декабре
организовали и провели митинг ко Дню Героев
России, на который пригласили ветеранов Великой
Отечественной войны, тружеников тыла и обучаю-
щихся школ Ленинского административного округа
г. Омска. Юные патриоты организовали окружную акцию « Цветы и порох». Ребята младших клас-
сов читали стихи военных лет.
В рамках гражданско-патриотической декады
в школе прошел традиционный конкурс песни и
строя «Равнение на Победу» среди учащихся 1 -6
классов. Строгое жюри оценивало школьников по
таким крите риям, как парадная форма, исполнение
строевой песни, командный голос взводного, чет-
кость выполнения команд.
Страница 33
33Представляя на смотре различные войска, учащи-
еся слаженно и четко продемонстрировали строевой шаг,
запевали песни и выполняли команды, и их выступления
были оценены всеми присутствующими по достоинству!
4 мая в рамках Всероссийской акции «И в каждый
двор придёт Победа» на территории Ленинского админи-
стративно-
го округа
города Ом-
ска лидеры
школы организовали интерактивную площадку «Нам
песня в бою помогала». Ребята пели с жителями
округа под баян песни военных лет, а все желающие
могли научиться танцевать военный вальс!
Значимой для ребят стала
операция «Георгиевская лента»,
символ Победы, доблести и чести
советских солдат, нашего уважения к лю-
дям, победившим в этой ужасной войне, дань
памяти павшим героям. Волонтёры рассказывают об исто- рии появления ге-
оргиевской ленты и вручают её ребятам, ветеранам, труженикам тыла.
Одной из полюбившейся для ребят стала во-
енно -патриотическая игра «Зарница» в рам ках
окружного проекта «Тропа героя». Ребята не только
принимают активное участие и занимают призовые
места в игре, но и выступают в роли ведущих. За
активную патриотическую деятельность лидерам
детской организации ежегодно вручают знак
«Юный патриот России».
В июне 20 20 года в школе стартовала акция
«Календарь Победы». Листы календаря, сменные
экспозиции рассказывают о трагических и героиче-
ских страницах Великой Отечественной войны.
В школе запущен цикл уроков мужества «Све-
ча памяти» для обучающихся 1-11 классов. Ребята знакомятся с военной историей, узнают о героях
войны и тружениках тыла, о вкладе в победу над врагом жителей родного города.
В школе-интернате прошла «Встреча трёх поколе-
ний» с ветеранами Л окомотивного депо станции Омск. Ве-
тераны рассказали ребятам о нелегкой трудовой деятель-
ности на железной дороге в годы войны, о создании музея
и экспозициях музея, посвященных военной поре. Очень
много интересного узнали воспитанники школы о трудо-
вых буднях и подвигах
железнодорожников.
В январе прове-
ли акцию «Мы помним,
мы гордимся»: посетили памятник «Детям блокады» на про-
спекте К. Маркса, почтили память погибших и возложили цве-
ты к монументу.
Страница 34
34Ежегодно ребята принимают участие в
акции «Бессмертный полк.
Все дальше и дальше уходят грозные
годы ВОв, массового героизма и доблести
наших людей. Время неумолимо идет вперед,
но вместе с тем оно не властно над памятью
народной. Память о минувшей войне будет
переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к
внукам. Иначе нельзя!
В ходе реализации проекта создана ко-
пилка методических материалов по граждан-
ско -патриотическому воспитанию школьников
(сценарии, разработки внеклассных меропри-
ятий, рекомендации, диагностические матери-
алы и др.) для использования в практической работе педагогами образовательных учреждений .
Выпущена печатная и видео продукция, освещающая проект «Отечеству будем верны!» с целью
обобщения и распространения передового опыта. Повысилась активности участия школьников в общешкольных мероприятиях, увеличилась
доля мероприятий, проведенных совместн о с социальными партнерами, расширились связи с со-
ветами ветеранов, учреждениями культуры и социальной сферы. Проект имеет положительную рецензию Института развития образования Омской области,
был представлен на международной выставке «Учсиб» и награжден М алой Золотой медалью.
Опыт реализации проекта обобщен на городском семинаре для педагогов – организаторов в ноябре
2019 года и профильной лидерской смене в г. Барабинске в январе 2020 года, отмечен благодарно-
стями Департамента образования Омской области и Совета ветеранов Омской области.
Страница 35
35Праздничный концерт «Победный май»
Страница 36
36Уроки мужества «Дороги Победы»
Проект «Тропа героя», игра «Зарница»
Страница 37
37Музейные уроки «Дети военной поры»
Смотр строя и песни «Равнение на Победу»
Страница 38
38Митинг у памятного знака С. Антонова, выпускника школы,
сотрудника милиции
Библиотечный урок «Помнит мир спасённый»
Страница 39
39Час истории «Омичи в годы войны»
Конкурс чтецов «Помнить, чтоб жизнь продолжалась»
Страница 40
40Ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла,
почётные железнодорожники, ветераны локальных войн –
самые почётные гости и члены школьной семьи