cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1











Метапредметный проект
« Мы- наследники Победит елей»

















Автор: Сатарова Евгения Леонидовна, ==
учитель истории и обществознания



Место выполнения работы: Частное общеобразовательное учреждение
«Школа -интернат № 20 среднего общего образования открытого акционер-
ного общества «Российские железные дороги»



Страница 2

2

АННОТАЦИЯ
Метапредметный проект «Мы – наследники Победителей» разработан в соот-
ветствии с Программой развития Школы -интерната №20 ОАО «РЖД» и посвящен
Победе в Великой Отеч ественной войне.
Особенн ость данного проекта - его метапредметность , заключающаяся в объ-
единении во зм ожностей разных областей знаний (гуманитарных, филолог ических,
искусства, информатики и КТ и др.) . В результате совмест ная детско -взрослая поис-
ковая и иформационно -познавательная деятельность выходя т за рамки учебных
предметов , соприкасаясь с реальными событиями из и стории конкретных семей.
Красной нитью в содержании этой деятельности проходит тема героическ ого
прошлого и и стории железнодорожного транспорта России, истории железнодорож-
ной семьи, боевых и труд овых подвигов железнодорожников в годы Великой Отече-
ственной войны. Лейтмотивом на прот яжении всего периода выполнения этого про-
екта станет мысль о необходимости сохра нения памят и о событиях Великой Отече-
ственной войны и людях, участвовавших в них.
В данном проекте показана эффективность использования интернет-
технологий , технол оги и интерактивного обучения , метапредметной технол огии
знающего незнания, активных методов обучения и воспитания.
Проект п редставит опыт организации исследовательской и поисковой р аботы
творческими группами.
Практическая значимость коллективной работы воспитанников, педагогов раз-
ных областей знаний (истории, русского языка и литературы, географ ии, информа-
тики, музыки, изобразител ьного искусства) , представителей социума, родителей за-
ключается в созданном продукте: вирт уальной галерее Побе дителей, мультимедиа –
Артмузее творческих работ «Победа глазами детей», масштабном гала -концерт е,
посвящен ном Побед е в Великой Отеч ественной войне, приурочен ном к о Дню Побе-
ды 9 мая, караоке -клубе любителей военных песен, проведению патриотических а к-
ций .





Страница 3

3

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение
1.1.Проблематика
1.2.Цель и задачи
1.3.Актуальность
2.Основная часть
2.1. Зам ысел
2.2.Направления исследования
2.3.Назначение проекта
2.4.Методы и сроки проекта
2.5.Целевая группа, партнеры
2.6.Ожидаемые результаты и эффекты
2.7.Перспективы метапредметного проекта
3.Заключение
Список литературы и источников
Приложения











Страница 4

4

ВВЕДЕНИЕ

Проблематика. Современное общество имеет неограниченные возможности
доступа к ра знообразной информации из различных источников, в первую очередь,
из Интернет - источников.
Современные школьники очень быстро обучаются работе с техническими
средств ами, и также быстро обрабатывают информацию, они мгновенно могут пе-
реключаться с одного вида де ятельности на другой, зачастую используя информа-
цию без глубокого ан ализа ее достоверности.
К основной особенности их психологического развития можно отнести кл ипо-
вость мышл ения, когда восприятие мира происходит через короткие яркие образы и
послания. Именно эту ос обенность мышления школьников зач астую используют те,
кто хотел бы пересмотреть историю и внести в нее поправки. Это напрямую касает-
ся событий второй Мировой войны и Великой Отечественной войны .
Использование вербальных средств обучения и воспитания не достигают тако-
го эффекта, как яркие образы с экранов всевозможных технических средств.
Пересмотр подходов к организации патриотической работы, смещение акцен-
та с вербал ьных способов организации этой работы на деятельностные, использова-
ние метапредметных образовательных технологий, внедрение в практику активных
форм работы со школьниками , воздействие на перцептивные каналы восприятия,
представляются первос тепенными в образовательной деятельности школы -
интерната .
Цель: патриотическое воспитание школьников, содействие сохранению исто-
рической пам яти и исторической правды о событиях Великой Отечественной войны
и о вкладе советского нар ода в Великую Победу , привлечение вн имания к истории
железнодорожного транспорта и подвигу железнодорожников в г оды Великой Оте-
чественной войны .
Задачи :
- использование метапредметных образовательных технологий и активных
форм работы , стимулирующих проектную деятельность школьник ов и расширяю-
щих возможность их творч еской самореализции;
- формирование у школьников умений осуществлять самостоятельную поис-
ковую и и нформационно -познавательную деятельность, критически оценивать, от-
бирать актуальную и д остоверную информацию, полученную из различных источ-
ников , структурировать и интерпретир овать ее, выстраи вать продуктивное вза имо-
действие ;

Страница 5

5

- формирование целостных представлений школьников о событиях Великой
Отечественной войны и о вкладе советского народа в Великую Победу за счет ис-
п ользо вания правдивой инфо рмации ;
- формирование чувства ответственности за сохранение исторической п амяти и
исторической правды о событиях Великой Отечественной во йны ;
- формирование уважения и устойчивого интереса к истории своего Отечества ,
истории ж елезнодорожного транспорта и подвиг ам железнодорожн иков .
Актуальность метапредметного проекта « Мы - наследники Победителей» обу-
словлена всемирно -историческим значением победы советского народа в Великой
Отечествен ной войне 1941 -1945 гг.
Все меньше остается в живых участников и очевидцев тех страшных событий,
когда будущее Отечества зависело от вклада каждого в победу над врагом, как на
передовой, так и в тылу . В Ро ссии нет ни о дной семьи, которой не коснулись бы со-
бытия военных лет. Семейные архивы хранят фотографи и, письма и награды тех,
кто в годы Великой Отечественной войны защищал Родину, многие из них не ве р-
нулись с полей сражений.
В тылу, не покладая рук, на заводах и в полях трудились женщины, дети и ста-
рики. Без пер ерывов под бомбежками и артобстрелами работ ала железная дорога, по
которой перевозили орудия, оружие, раненных бойцов, продовол ьствие.
Безусловно, что сохранение исторической памяти, правдивое освещение воен-
ных событий, освоение культурного и исторического наследия являются приоритет-
ными задачами патриотического воспитания детей и молодежи.
Архивные источники, хроника событий Великой Отечественной войны, песни
того времени позволяют прочувствовать и понять, что происходило на самом деле и
какая цена у Великой П обеды. Актуальность приобретает неп осредственное знаком-
ство, вдумчивое чтение и обсуждение всех этих документов, встречи с ветеранами и
участниками военных событий, с тружениками т ыла .
Патриотизм – это чувство , отличающее русского человека во все времена и со-
прикосновение молодых и неокрепших духовно детей школьного воз раста с истин-
ными, правдивыми фактами, включение их личностных смыслов будет способство-
вать становлению гражданина своего Отечества и патриота своей Родины .



Страница 6

6

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Замысел метапредметного проекта . Несмотря на то, что минуло более 70 лет
со дня Вел икой Победы , мы по-прежнему слу шаем и поем песни военных времен,
сморим фильмы о боевых событиях и подвигах народов России, в семьях хранятся
фотографии участников Великой Отеч ественной во йны.
В рамках данного проекта предп олагается приблизить эти события за счет
включения ли чностных смыслов школьников, выявления сопричастности каждой
семьи посредством использ овани я архивных документов, писем, наград родствен-
ников.
Изучать историю можно не только по событиям, процессам, явл ениям, связан-
ным с глобал ьными переменами, пр оисходящими в нашем обществе, но и на приме-
ре судеб отдельных людей, живших или живущих рядом с нами. Поэтому так важно,
чтобы каждое новое поколение сохран яло память о великих событ иях в истории
своей страны и людях, участвовавших в них.
Использование технологии интерактивного обучения позволит опираться в
формировании патриотических чувств на конкретный опыт, который школьники
получат в ходе выполнения пр оекта. Эта технология будет способствовать эффек-
тивной о рганизации коллективной работы школьников за счет их сотрудничества,
эмоциональной включенности в процессе выполнения ра зличных видов деятельно-
сти, проживания совместных ситуаций успеха при конструктивном в ыполнении по-
ставленных задач.
Когда многим кажется, что события далеких лет изучены и исследованы и не
представляют интереса для и зучения, эффективной будет метапредметная техноло-
гия знающего незнания, осн овывающаяся на обучении находить и исследовать в
изученных ранее процессах и явлениях незн акомые им стороны. Это позволит раз-
вивать интеллектуальные навыки, познавательные способн ости, воображение, ана-
литические навыки, самооценку.
Использование активных форм работы, основанных на включении в осмыслен-
ную деятел ьность, прида дут проект у особую личностную знач имость .
Эти и другие средства могут быть использованы при проведении поисковой,
информацио нно -познавательной деятельности, при представлении и распростране-
нии ее результатов.
Основным итогом метапредметного проекта « Мы - н аследники Победителей»
станет созда нная виртуальная галерея Победителей, мультимедиа – Арт - музей
творческих работ «Победа гл азами детей», масштабный гала -концерт «Салют, По-

Страница 7

7

беда» , приурочен ный ко Дню Победы 9 мая, караоке -клуб любителей военных пе-
сен , проведение патриотических акций .
Исследование, организованное в рамках метапредметного проекта « Мы -
н аследники победителей» осуществляется в нескольких направлен иях:
1) работа с домашними архивами, описание имеющихся докуме нтов;
2) беседы с родственниками и знакомыми о вкладе семей в Великую П обеду на
фронтах и в тылу . Оформление итогов бесед в виде коротких репорт ажей , сочине-
ний разного жанра ;
3) разработка сценария гала -концерта;
4) подготов ка экспозиций мультимедиа – Арт музея творческих работ «Победа гла-
зами детей»;
5) макетиров ание экспозиций виртуальной галереи Победителей ;
6) создание картотеки песен военных лет для караоке -клуба.
7) проведение патриотических акций: «Ветеран живёт рядом», «Встреча поколе-
ний», «Поздравь ветерана» и др.
Назначение проекта . Метапредметный проект «Мы – наследники Побед ителей»
направлен на патриотическое воспитание школьников, содействие сохранению ис-
торической памяти и истор ической правды о событиях Вел икой Отечественной вой-
ны и о вкладе советского народа в Великую Победу, привлечение внимания к и сто-
рии железнодорожного транспорта и подвигу железнод орожников в годы Великой
Отечес твенной войны.
Тематика метапредметного проекта, направления исследований и содержание
проектной и ин формационно-познавательной деятельности дают возмо жность вос-
питанникам расширить знания о событиях Великой Отечественной войны и придать
им личностный смысл за счет изучения д омашних фото -архивов, писем, наград,
воспоминаний об участвующих в этих событиях родстве нников и знакомых.
Школьники приобретут опыт участия в меропри ятиях патриотической направ-
ленности, смогут проявить и отстаивать свою позицию, убеждения , упрочат чувство
ответственности за сохранение исторической памяти и исторической пра вды о со-
бытиях Великой Отечественной войны .
Педагоги , а это учителя истории, русс кого языка и литературы, географии, музы-
ки и изобраз ительного искусства, информатики, руководители кружков, и, прежде
всего, школьники освоят т ако й формат внепредметного проекта как метапредмет-
ный про ект. Это позвол ит расширить во зможности одной пре дметно й области за
счет выполнения задач на стыках областей знаний, в том числе за счет выхода за

Страница 8

8

рамки учебных предметов. Апробация метапредметных технологий и а ктивных ме-
тодов пройдет в естественных усл овиях.
Методы реализации проекта: деятельностный, поисковы й, диагностический,
проектный, исследовательский.
Сроки реализации метапредметного проекта : сентябр ь 2021 г по сентябрь
2023 г. В т ечение всего периода реализация данного проекта будет проходить под
девизом «Мы помним ваши имена» в честь знаменательного со бытия отечественной
и мировой истории – Победы в Великой Отечественной войне.
Этап = Ср оки = Задачи = Мероприятия = Планируемый р езуль-
тат
По дго-
тов и-
тел ь-
ный
этап
Се н-
тябрь
2021 г.
Согласов а-
ние поз и-
ций, подг о-
товка пл а-
нирующей
докуме н-
тации
1.Создание штаба по о рганизации пр о-
ектной и исследовательской деятельн о-
сти.
2.Согласование замысла метапредметн о-
го проекта, разработка док ументации.
3.Составление плана работы.
4.Создание творч еских групп.
5.Подготовка заданий для творческих
групп (Приложение 13) .
Принятие з амысла кон-
цепта. Создание коман-
ды ед иномышленн иков,
включение в пл ановую
раб оту.
Осно в-
ной
этап
Октябрь
2021г –
а п рель
2023 г.
Организ а-
ция и пр о-
ведение
поисковой
и исслед о-
вательской
деятельн о-
сти, подго-
товка те х-
нич еских
заданий
творческ и-
ми гру п-
пами.
1.Пр оведение встреч, бесед с родстве н-
никами и знакомыми об участии членов
их семей в событиях Великой Отеч е-
ственной войны, интервьюирование.
Подготовка итоговых репортажей.
2.Опрос родственников и знакомых, др у-
зей о любимых песнях военных лет, с о-
ставление кат алога песен для кар аоке -
клуба.
3. Подготовка экспозиций мультим едиа –
Артмузея творческих работ .
4.Изучение семейных альбомов, ф ото-
архивов, описание реликвий вое нных лет.
Подготовка виртуальной галереи Поб е-
дит елей.
5. Акция «Поздравь ветерана»
6. Акция «В етеран живет рядом».
7. Акция «Моя семья и война».
8. Посещение музеев: Локомотивного д е-
Проявление ум ений
конструктивно раб о-
тать в кома нде; эффек-
тивно выстраивать
ко ммуникации и ин-
теракции; проду ктивно
взаимоде йствовать; м о-
бильно решать задачи;
осуществлять са мосто-
ятельную поисковую и
и нформацио нно -
познавательную дея-
тельность; кр итически
оц енивать, отбирать
актуал ьную и досто-
в ерную и нформацию,
структурировать и ин-
терпретир овать ее; про-
являть чу вство со-
причастн ости к изучае-
мым с обытиям.

Страница 9

9

по ст. Омск, железнодорожного музея
Омск ого территориального управления
Западно -Сибирской железной д ороги.
9. Встреча трёх поколений
Закл ю-
чи-
тел ь-
ный
этап
Май -
сентябрь
2023г
Подвед е-
ние итогов
пои сковой
и исслед о-
вател ьской
деятельн о-
сти.
Провед е-
ние подг о-
товле нных
меропри я-
тий.
Фото- отчет
о выполн е-
нии мет а-
предметн о-
го прое кта
«Мы -
наследники
Победит е-
лей ».
1.Проведение штаба о готовности мер о-
приятий, внесение необходимых корре к-
тив и дополнений.
2.Организация работы караоке -клуба для
всех желающих разучить и исполнять
песни военных лет.
3.Запуск виртуальной галереи Победит е-
лей.
4.Торжественное открытие мульт имедиа
– Артмузея творческих работ «Победа
глазами детей».
5.Проведение гала -концерта «Салют, П о-
беда!», посвященного Победе в Великой
Отечественной войне и приур оченного ко
Дню Поб еды 9 мая.
6.Подготовка и размещение на офиц и-
альном сайте школы -интерната отчета о
выполнении метапре дметного проекта
«Мы - наследники Победит елей ». (При-
ложение 14)

Полная реализ ация ме-
тапредметного проекта,
достиж ение поставлен-
ной цели и выпо лнение
пл анируемых за дач.
Освоение мет апред-
метных техн ологий и
а к тивных форм органи-
зации поисковой и ис-
следовательской раб о-
ты.
Упрочение пози ций и
положител ьного ими-
джа шк олы-интерната в
окружающем социуме
и среди учреждений
ОАО «РЖД».

Реализация проекта осуще ствляется творческими группами: группа спецкорреспон-
дентов; группа исследователей архивных документов ; группа сцен аристов; группа
оформителей; труппа актеров; группа аналитиков; группа программ истов из числа
старшеклассников; группа консультантов из чи сла педагогов .
В ходе выполнения плановых мероприятий в рамках проекта будут проведены
разнообра зные мероприятия :
 беседы и интервьюирование ;
 подготовка творческих работ для Артмузея;
 изучение семейных альбомов, фото-архивов , семейных реликвий ;
 составление р епортажей;
 подготовка сценариев;

Страница 10

10

 встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками т ыла , ве-
теранами труда, Почётными железнодорожниками, военнослужащими, во инами –
интернационалистами;
 встречи с интересными людьми;
 работ а клуба «Патриот»;
 акци я «Ветеран живет рядом»;
 акци я «Моя семья и война»;
 посещение музеев: Локомотивного депо ст. Омск, железнодорожного музея
Омско го территориального управления Западно -Сибирской железной д ороги;
 тематические экспозиции в библиотеке;
 подбор специальной литературы в библиотеке ;
 подготовка репертуар а караоке -клуба военных песен;
 обновле ние стр аниц официального сайта школы -интерната.
Целевая группа проекта, партнёры
• воспитанники школы-интерната , лидеры ДО «Новое поколение» .
• работники школы – 3 0 челове к
• родители – 80 человек
• ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла – 8 человек
• ветераны труда, Почётные железнодорожники - 22 человека
• воины -интернационалисты – 2 человека
• воины, отслужившие в армии – 4 человека.
Партнёры школы -интерната: Совет ветеранов Локомотивного депо ст. Омск, Совет
ветеранов Л енинского административного округа г. Омска, Отдел по д елам молодё-
жи, физической культуры и спорта Ленинского административ ного округа г. Омска,
Омская областная детская общественная организация «Буд ущее Сибири», Ассоциа-
ция детских общественных объединений «Светоч», вы пускники школы-интерната.
Ожи даемые результаты и эффекты
1. Освоение обучаю щимися на базе нескольких учебных предметов (ист ории, русского
языка и литературы, географии, информатики, музык и, изобразительного искусства)
способов деятельн ости, применимых как в рамках образовательного про цесса, так и
при решении проблем в реал ьных жизненных – ситуациях, то есть достижение ме-
тапредме тных результатов.

Страница 11

11

2. Повышение уровня сформированности у школьн иков умений осуществлять само-
стоятельную поисковую и информационно -познавательную деятельность, критиче-
ски оценивать, отбирать а ктуальную и достоверную информацию, полученную из
различных источников, структурировать и интерпретировать ее, выстраивать про-
ду ктивное вза имодействие.
3. Повышение показателя сформированности целостных представлений школьников о
событиях Великой Отечественной войны и о вкладе сове тско го народа в Великую
Победу.
4. Сформированность чувства ответственности за сохранение историч еской памяти и
исторической правды о событиях Великой Отечественной во йны.
5. Повышение показателя сформированности устойчивого интереса к ист ории с воего
Отечества и своего народа.
6. Создание собственных информационных ресурсов для освещения и с опровождения
проекта «Мы – наследники Победителей».
7. Увеличение доли участия в жизни школы -интерната родительской общественности
и социальных партнеров.
8. Расширение связей с советами ветеранов, учреждениями культуры и со циальной
сферы.
9. Расширение информационной открытости школы- интерната.
10. Выпуск печатной продукции, фото -отчетов о ходе реализации проекта «Мы –
наследники Поб едителей» с целью обобщения и тиражирования перед ового опыта.
11. Создание электронной методической копилки (сценарии, разработки м ероприятий,
рекомендации, диагностич еские материалы и др.) по патриотическому воспитанию
школьников для использова ния в практической работе педагогами Школы -
интерната №20 ОАО «РЖД» и другими общеобразовательными учреждениями.
12. Представление проекта « Мы – наследники Победителей» на конкурсах и семина-
рах.

Результаты проекта
2. Создан ы собственны е информационные ресурсов для освещения и со провождения
проекта «Мы – наследники Победителей». (Приложение 1)
3. Установлены связи с советами ветеранов, учреждениями культуры и социальной
сферы. (Прило жение 2 )

Страница 12

12

4. На сайте школы размещены фото -отчеты о ходе реализации проекта «Мы – наслед-
ники Победит елей».
5. Создан а электронн ая методическая копилк а (сценарии, разработки м ероприятий,
рекомендации, диагностические материалы и др.) по патриотическому воспитанию
школьников для использов ания в практической работе педагогами Школы -
интерната №20 ОАО «РЖД» и другими общеоб разовательными учреждениями.
6. Оформлена экспозиция мультимедиа – Артмузея творческих работ. (Прил ожение 3)
7. Изучены семейны е альбом ы, фото -архив ы, описания реликвий военных лет. Собра-
ны экспозиции и оформлена виртуальная галере я Победителей. (Прило жение 4)
8. Акция «Поздравь ветерана». (Прил ожение 5)
9. Акция «Ветеран живет рядом». (Приложение 6)
10. Акция «Моя семья и война». (Прило жение 7)
11. Посещение музеев: Локомотивного депо ст. Омск, железнодорожного музея Омско-
го территор иального управления Западно -Сибирской железной дороги. (Прил ожение
8 )
12. Встреча трёх поколений . (Приложение 9)
13. Проведен гала -концерт «Салют, Победа!», посвящённый Победе в Великой Отече-
ственной войн е и приуроченного ко Дню Победы 9 мая. (Прил ожение 1 0)
14. Собран и размещён на сайте школы репертуар караоке -клуба военных песен. (При-
ло жение 1 1)
15. Проведено анкетирование для выявления уровни развития патриотических чувств у
воспитанн иков. (Приложение 12)
Уст ойчивость проекту придают накопленный многолетний опыт результатив-
ного участия коллектива школы -интерната в конкурсах проектов разной направлен-
ности , поддержка родител ьской общественности, социальных партнеров и предста-
вителей с оциума.
Перспективы проекта . Метаредметный проект « Мы – наследники Поб едите-
лей » рассчитан на год, но в силу того, что ряд мероприяти й, таких как г ала-концерт,
работа караоке -клуб в преддверии Дня П обеды, обновление галереи Победителей,
приобрет ут, безусловно, традиционный характер, данный проект запускается еже-
годно и может условно быть назван до лгосрочным.
Метапредметный проект является перспективным, потому что позволит расши-
рять его содержание и дополнять или вводить новые направления в зависимости от
использования привл еченных ресурсов разных сфер знаний, которые будут способ-

Страница 13

13

ствовать патриотическому воспит анию и всестороннему ра звитию личности воспи-
танников школы -интерната .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метапредметный проект «Мы – наследники Победителей» уже на начало по
итогам иссл едования уровн я развития патриотических чувств и сформированности
гражданственности у по дростков (по Д.В. Григорьеву) показал высокие результаты
(Приложение №3 ), позволяющие ко нстатировать его успешность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Аксенова, Н. П. Организационно -п едагогические основы военно -
патриотического воспитания старшеклассников [Текст]: дис. .канд. пед. наук. М.,
1970. - 245 с.
2. Александрова, Е.А. Активные методы обучения на уроках информатики
как эффек тивное средство реализации ФГОС [Электронный р есурс] / Е.А. Алексан-
дрова // Социальная сеть работников образования, 2018. – № 2. – Режим доступа:
https://nsportal.ru/shkola/informatika -i-ikt/library/2018/06/29/aktivnye -metody -
obucheniya -na-urokah -informatiki- kak (дата обращения: 09.03.2020).
3. Антонова А. Д., Сафро нова Е. С., Лучникова М. Д. Патриотизм в совре-
менной Ро ссии: вопросы и проблемы // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С.
296 -299. — URL https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 01.03.2020).
4. Борисов, Е.Е. Визуализация как актуальное направление распростране-
ния информ ации [Текст] / Е.Е. Бор исов // Молодой ученый, 2019. – № 22. – С. 611 -
614.
5. Гречкина, М.А. Феномен «Клипового мышления» подростков в эпоху
информатиз ации [Текст] / М.А. Гречкина // Профилактика зависим остей, 2019. – №
3 (19). – С. 107-112.
6. Ильин, В.А. Стратегия национальной безопасности - 2015 – шаг к ново-
му этапу ра звития России. – [Электронный ресурс] // Экономические и социальные
перемены: факты, тенден ции, прогноз. – 2016. - №1 . – С. 28.
7. Калинина, Т.Л. Этическое мышление о благе, долге, моральном законе и
других к атегориях нравственности [Электронный ресурс] / Т.Л. Калинина //
APRIORI. Серия: Гуманитар ные науки, 2015. – № 6. – Ре жим доступа: http://apriori-
journal.ru/seria1/6 -2015/Kalinina.pdf (дата обращения 10.02.2020).

Страница 14

14

8. Колмогорцева Л.Н, Диагностика нравственной самооценки [Электрон-
ный ресурс] URL: http://www.refsru.com/referat -28506-6.html
(дата обращ ения:
02.03.2020).
9. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996- р «Об утвержде-
нии Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 го-
да» URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1979501205393536308375082
&cacheid=04C66FE8C3FF9E7A389DB90134BB31E0&mode=splus&base= LAW&n=18
0402&rnd=F8B80D8AF5A9B0A83BCBBA65A0663B22#det9qtsoeio (да та обращения:
01.01.2020).
10. Снопко, Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы
патриотич еского воспитания в системе профессионального образова ния [Текст]: ав-
тореферат диссертации д -ра педагогогических наук. – М., 2007. – С. 34-35.




















Страница 15

15
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.


https://xn --20-llch3c4b.xn--p1ai/rodit elyam-i- uchenikam/pobeda/metapredmetnyy -proekt -my -
nasledniki -pobediteley/














Страница 16

16

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
https://xn --20-llch3c4b.xn--p1ai/news/novosti -2019- 2020_5788.html























Страница 17

17

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
https://xn --20-llch3c4b.xn--p1ai/roditelyam -i- uchenikam/pobe da/metapredmetnyy -proekt -my -nasledniki -
pobediteley/art -muzey -tvorcheskih- rabot/















































Страница 18

18

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.

https://xn --20-llch3c4b.xn--p1ai/roditelyam -i- uchenikam/pobeda/metapredmetnyy -proekt -my -nasledniki -
pobediteley/galereya -pobediteley/













































Страница 19

19

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.

Юными патрио тами школы были организованы акции: «Поздравь ветерана», «Праздник для
ветеранов», «От всей души», «Поздравляем». Школьники изготовили поздравительные о ткрытки,
писали письма с тёплыми пожеланиями, своими руками изготавливали подарки для вет еранов.








Страница 20

20

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6.
В рамках акции «Ветеран живет ря-
дом» ребята посещали ветеранов Вел и-
кой Отечественной войны, вдов, труж е-
ников тыла, почетных железнодорожн и-
ков и помогали им: складывали дрова и
уголь, возили воду, убирали дворы и
прилегающие к до му территории. С бл а-
годарностью встреч ает детей труженица
тыла - Н.К. Пол ивина.
Неиссякаемый источник добра и св е-
та сохранили люди, испытавшие тяготы
войны. Эти встречи очень волнуют де т-
ские сердца.

С большим желанием помогают ветеранам мальчишки и дев чонки, а потом, затаив дыхание,
слушают рассказы о фронтовой жизни, о ранениях и подвигах, ра ссматривают награды.















Страница 21

21


ПРИЛОЖЕНИЕ № 7


































Страница 22

22

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

Тёплые отношения сложились у ребят с Советом ветер анов локомотивного депо ст. Омск. Сов-
местные музейные уроки, клуб встреч «М агистраль».
Интересной и познавательной получилась экскурсия школьников в музей локомотивного депо
ст. Омск, где ребята узнали, что наша выпускница Борисенко П. – правнучка машини ста В.М. Бо-
рисенко, водившего бронепоезд «Киров» в годы Великой Отечественной войны к местам сраж е-
ний.




























Страница 23

23

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
Встреча поколений – одно из самых ожидаемых и любимых мероприятий, как для ребят, так
и для ветеранов войны, тружеников тыла, почётных железнодорожников. З адушевные разговоры за
чашкой чая с участником войны, тружениками тыла о боевых товарищах, о крупных военных ср а-
жениях, о городах – героях, о послевоенном восстановлении железной дороги.
На всю жизнь со хранятся в памяти ребят эти тё плые встречи.









Страница 24

24

ПРИЛОЖ ЕНИЕ № 10.
\

https://xn --20-llch3c4b.xn--p1ai/news/novosti -2019- 2020_5839.html

Прошло уже более 70 лет со времени Великой Победы советского народа над фашистскими
войсками, но память об этом событии не умирает в наших сердцах. Очень дорогой ценой дост а-
лась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений,
горя, тяжелого труда. Разорены города и села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды сове т-
ских людей. Тысячи сожженных в печах крематориев, тысячи замученных в концлагерях, тысячи
расстрелянных, тысячи и тысячи погибших на полях сражений. Вместе с тем это были годы муж е-
ства, беззаветной любви к Родине.







































Страница 25

25

ПРИЛОЖ ЕНИЕ № 11.

https://xn --20-llch3c4b.xn--p1ai/roditelyam -i- uchenikam/pobeda/metapredmetnyy -proekt -my -nasledniki -
pobediteley/karaoke -klub -lyubiteley -voennyh- pesen-katyusha2/




























Страница 26

26
ПР
ИЛОЖ ЕНИЕ № 12.
Примерные вопросы беседы (интервью)
1.Кто из родственников или хороших знакомых воевал на фронтах Великой Отечественной войны
2. Кто из родственников или хороших знакомых в годы Великой Отечестве нной войны трудился в
тылу, что конкретно выполняли
3.Что Вы знаете о них, какие они были
4.Что сохранилось в семейном архиве, какие фото, письма, награды. Можно ли эти материалы от-
сканировать
5.Какие песни военных лет Вы знаете, какие поете. Как, по Вашему мнению, эти песни возде й-
ствовали на состояние д уха бойцов
6.Какую роль играла песня в годы Великой Отечественной войны

Таблица – Уровни развития патриотических чувств у воспитанников
Уровень Характеристик а
Высокий
полное понимание сущности ключевых признаков
патриотизма и гражданственности, положительное и
обязательное отношение к тем обязанностям, которые за
ними последуют.
Kj_^gbc
частичное понимание сущности соответствующих
признаков, неустойчивое отн ошение к тем обязанностям,
которые за ними последуют.
Gbadbc
слабое понимание воспитанниками сущности важнейших
сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем
обязанностям, которые за ними последуют.
P_e_\hc]jmiihcbkke_^h\Zgby\uklmibeb\hkibl Zggbdh\>eygZ]ey^ghklbij_^klZ\bf
ihemq_ggu_j_amevlZlu\nhjf_^bZ]jZffu kfJbk

Рис.1. – Уровень развития патриотических чувств («Изучение уровней сформированности гра ж-
данственности у подростков» по Д.В. Григорьеву)
ВЫВОД: По результатам исследования выявлено, что воспитанников с низким уровнем
сформированности патриотических чувств нет. У 32% респондентов был выявлен средний уро-
вень, который характеризуется осознанием и пониманием, что такое «патриотизм» и «гражда н-
ственность», суще ствует положительное личное отношение к ним. Также сформированы знания
об истории, традициях, укладе, религии своей страны. У остальных респондентов (68%) был в ы-
явлен высокий уровень военно -патриотического воспитания, т акие воспитанники имеют полное,
осознанное и целостное представление о патриотизме и гражданстве нности.

Страница 27

27
\
ПРИЛОЖЕНИЕ
№ 13.
Технические задания творческим группам
Мероприятие = Методы, фор мы = Сроки =
Группа спецкорреспондентов =
1.Договоренности о встрече. =
2.Встреча и собеседование.
3.Подготовка отчета о соб е-
седовании.
Устно, письменно, зв онок. =
Беседа, интервью, опрос.
Краткий репортаж , состав-
ление отчета по ре зультатам
опроса о знании и пре дпо-
чтениях в исполнении песен
вое нных лет.
Сентябрь =октябрь 20 2Nг.=
Ноябрь – декабрь 2022г.

Январь - февраль 2023г.
Группа исследователей архивных документов =
1.Договоренности о р аботе с
семейными альбомами, ф о-
то -архивами, письмами и
наградами участн иков ВОВ.
2.Составление описи доку-
ментов, их подробное оп и-
сание.
3.Подготовка экспозиций
виртуальной галереи Поб е-
дителей.
Устно, письменно, зв онок. =
=
=
=
Сканирование, опис ание ,
интерпретация

Макетирование


Сентябрь =октябрь 20 2Nг.=
=
=
=
Ноябрь – декабрь 2021г


Январь – март 2021г.
Группа сценаристов =
1.Сост авление списка ном е-
ров.






2.Знакомство с истори ей пе-
сен и танцев военных лет,
Поиск в разных исто чниках
и знакомство с отчетами
группы спецкоров , ранжи-
рование песен, выделение
песен о железнодорожных
войсках, железной доро ге.
Изучение истории песен и
танцев военных лет .



Сентябрь 20 2Nг. -=фев раль
2022г.






Ноябрь 2021г. – февраль
2022г.

Страница 28

28


3.Подготовка сценария для
гала- концерта.

=
Март 2022г.

Труппа актеров =
1.Знакомство со сцен арием. ==
2. Определение участия в
программе.
3.Разучивание ролей, подго-
товка номеров .
Изучение =и обсуждение =
=
Обсуждение, аргумен тация.
Разыгрывание ролей,
Репетиции
Март =202 2г.=
=
=
Март 2022г.

Апрель – май 2022г.
Группа оформителей =
1.=Поиск в интернете и по д-
борка вариантов оформл е-
ния экспоз иций.
2.Подготовка экспоз иций
для мультимедиа Арт музея
3.Совместная работа с гру п-
пой программистов по под-
готовке и запус ку Мульти-
медиа Арт музея.
Мозговой штурм =
=
=
=
Моделирование, дизайн


Оформление экспоз иций,
проба запуска А рт музея
Сентябрь =октябрь 20 2Nг. =
=
=
Ноябрь 2021г. – март 2022г.

Апрель – май 2022г.
Группа аналитиков =
1.Подготовка фото -отчетов
о ходе реализ ации проекта в
целом и работы каждой
группы отдельно.
2. Изучение и анализ хода
выполнения техни ческих
зад аний, подготовка рек о-
мендаций группам в случае
затруднений организацио н-
ного плана
3.Мониторинг удовлетв о-
ренности от совместной д е-
ятельности
Фотографирование =
=
=
=
=
Анализ хода выполне ния
технического задания, ра з-
работка алгоритма деятел ь-
ности



Сентябрь 20 2N=г. =май
2022г.



Сентябрь 2021 г. – май
2023г.



Страница 29

29

Опрос, ана лиз результ атов ,
выводы.

Октябрь 2021г.
Май 2023г.
Группа программистов =
1.Подготовка реперту ара
для караоке -клуба




2.Подготовка страницы на
официальном сайте, посв я-
щенной событиям реализа-
ции проекта
3.Совместная работа с гру п-
пой оформителей по подго-
товке и запу ску Мултимедиа
Арт музея
Поиск в открытых источн и-
ках лучших исполнений пе-
сен воен ных лет. Мозговой
штурм. Комплектов ание.
Моделирование, дизайн




Сентябрь 20 2Nг. -=февраль
2022г.




Май 2022г.



Апрель – сентябрь 2022г.
Группа консультантов =
1.Изучение эффекти вности
деятельности групп.



2.Оказание практич еской
помощи.
Наблюдение; изучение,
насколько качественным я в-
ляется полученный пром е-
жуточный и итоговый р е-
зультат.

Рекомендации и практич е-
ская помощь
В течение всего пери ода,
постоянно




В течение всего пери ода, по
необходимости







Страница 30

30

22 июня 1941г. –
9 мая 1945г .
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 4.



В течение 2020 - 2021 гг. в каждом классе был проведён цикл тематических бесед, уроков му-
жества, классных часов, библиотечных уроков, посвящённых Победе в ВОв: «Омск в годы войны»,
«Не в бой солдаты уходили, а шли в историю они», «Дороги Победы», «Подвиг народа бессмер-
тен», «Урок Памяти», «Дети войны», «Этих дней не смолкнет слава!», «Они сражались за Роди-
ну!».
На открытые классные часы и уроки мужества,
были приглашены: ветераны Великой Отечествен-
ной войны - Герасимов Василий Пименович и Се-
вастьянов Виктор Михайлович;
Платковский Чеслав Францевич, труженик тыл,
ветеран труда; Какухин Павел Ефимович, ветеран
труда, есаул казачьего войска;
Сергей Павлович Мельников, ветеран труда;
Шестаков Виктор Иванович, почётный
железнодорожник; Серков Юрий Алексан-
дрович – генерал – майор, заместитель
председателя Омского городского Совета
общественных организаций ветер анов войны,
труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов; Душкин Анатолий Александрович – лей-
тенант ОМОН, участник боевых действий в республике Чечня, член Совета ветеранов Советского
административного округа г. Омска; Лисин Владимир Михайлович; уча стник боевых действий в
Афганистане. Школьники были рады встрече со старыми друзьями - ветеранами и появлению но-
вых друзей: старшеклассники вместе с гостями пели под гитару военные песни, ученики младших классов расска-
зывали стихи, задавали вопросы.
В би блиотеке были оформлены
книжные выставки: «Пылающий адрес войны», «Победный май», «Неизвест-
ный солдат», «Победу ковал советский народ», «Этот день мы приближали как
могли», «Дети и война». Увлечённо участвовали школьники
в конкурсе плакатов, рисунков и бо евых
листов: «Нам этот мир завещано беречь», «Война в рисунках детей», «Оружие
и техника времён Великой Отечественной войны».
Лидеры детского объединения организовали акции: «Поздравь ветерана», «Праздник для вете-
ранов», «От всей души», «Поздравляем». Школьники изготовили поздравительные открытки, пи-
сали письма с тёплыми пожеланиями, своими руками изготавливали подарки для ветеранов. Отчёт
о результатах работы в рамках проекта
«Мы - наследники победителей»

Страница 31

31

Конкурс стихов «Войной опалённые строки» выявил
юные поэтические дарования, чьи творения включены в ли-
тературный альманах, посвящённый 75- летию Победы.
Тёплые отношения сложились у ребят с Советом ветера-
нов локомотивного депо ст. Омск. Совместные музейные
уроки, клуб встреч «Магистраль». Задушевные разговоры за
чашкой чая с участником войны, тружениками тыла о боевых
то варищах, о крупных военных сражениях, о городах – геро-
ях, о послевоенном восстановлении железной дороги.
Интересной и познавательной получилась экскурсия
школьников в музей локомотивного депо ст. Омск.
В рамках акции «Ветеран живет рядом» ребята посеща-
ли ветеранов Великой Отечественной войны, вдов, тру-
жеников тыла, почетных железнодорожников и помога-
ли им: складывали дрова и уголь, возили воду, убирали
дворы и прилегающие к дому территории. С благодар-
ностью встречает детей труженица тыла - Н.К. Поливи-
на.
С большим желанием помогают ветеранам мальчиш-
ки и девчонки, а потом, затаив дыхание, слушают рас-
сказы о фронтовой жизни, о ранениях и подви-
гах, рассматривают награды. В феврале были проведены спортивно – массовые
праздники, эстафеты и квесты, посвящённые 75 -летию
Победы в ВОв. Участники войны, ветераны труда наблю-
дали за ходом спортивных игр, оценивали ловкость и
скорость состязающихся, подводили итоги различных
этапов. Яркие и незабываемые впечатления остались у
гостей праздника.
Традиционными стали концертные программы, по-
священные памятным датам истории. Ветераны труда,
почётные железнодорожники с удовольствием смот-
рят выступления участников детских творческих объ-
единений, общаются с педагогами, учениками. Не
прерывается связь по-
колений, воспитыв ается
уважение к человеку
труда, любовь и забота
к людям старшего по-
коления. Фактически на каждом празднике в
школе ветераны труда – почётные и желанные гости.
Совет лидеров детской организации подготовил подборку и
провёл видеолекторий документальных и художественных фильмов,
создал аудиотеку песен, посвящённых 75- ой годовщине Победы в
ВОв: «Железная дорога в годы войны», «Мелодии войны», «Воен-
ные песни», «24 кадра Победы», «Горячий снег».
С удовольствием приняли участие школьники в музыкальных
танцевальных переменках «Танцы военных лет», флешмобах «Во-
енный вальс».

Страница 32

32

В течение года учителями истории и лидерами детской организации бы-
ли организованы и проведены музейно – исторические олимпиады по темам:
«Подвигу защитников Родины жить в веках», «Герои вой ны».
Организованные лидерами ме-
роприятия направлены на воспитание
ребёнка в духе любви к Родине, уважения к культурно -
историческому наследию своего народа и своей страны,
на развитие его творческих способностей. Ребятами бы-
ли проведены лектории, часы истории на темы: «Подвиг
непобеждённого народа», «Города -герои», «В ты-
лу и на войне», «Время героев».
Лидеры клуба «Патриот» взяли шефство
над памятным знаком, установленным на месте
гибели выпускника школы - интерната, младшего
сержанта милиции - С. Антонова. Ребята провели
митинг «Помнить сердце велит» ко дню рождения
С. Антонова.
Совместно с ветеранами органов внутрен-
них дел, молодыми сотрудниками подразделения вневе-
домственной охраны и отдела полиции № 4 УМВД
России по г. Омску почтили память о С. Ант онове
Минутой молчания, возложили цветы.
Ежемесячно лидеры детской организации
«Новое поколение» убирали территорию возле па-
мятного знака.
Ежегодно патриоты убирают территорию у
Мемориального камня «Героям России» на улице
Воровского в рамках акции «Память». В декабре
организовали и провели митинг ко Дню Героев
России, на который пригласили ветеранов Великой
Отечественной войны, тружеников тыла и обучаю-
щихся школ Ленинского административного округа
г. Омска. Юные патриоты организовали окружную акцию « Цветы и порох». Ребята младших клас-
сов читали стихи военных лет.
В рамках гражданско-патриотической декады
в школе прошел традиционный конкурс песни и
строя «Равнение на Победу» среди учащихся 1 -6
классов. Строгое жюри оценивало школьников по
таким крите риям, как парадная форма, исполнение
строевой песни, командный голос взводного, чет-
кость выполнения команд.

Страница 33

33

Представляя на смотре различные войска, учащи-
еся слаженно и четко продемонстрировали строевой шаг,
запевали песни и выполняли команды, и их выступления
были оценены всеми присутствующими по достоинству!
4 мая в рамках Всероссийской акции «И в каждый
двор придёт Победа» на территории Ленинского админи-
стративно-
го округа
города Ом-
ска лидеры
школы организовали интерактивную площадку «Нам
песня в бою помогала». Ребята пели с жителями
округа под баян песни военных лет, а все желающие
могли научиться танцевать военный вальс!
Значимой для ребят стала
операция «Георгиевская лента»,
символ Победы, доблести и чести
советских солдат, нашего уважения к лю-
дям, победившим в этой ужасной войне, дань
памяти павшим героям. Волонтёры рассказывают об исто- рии появления ге-
оргиевской ленты и вручают её ребятам, ветеранам, труженикам тыла.
Одной из полюбившейся для ребят стала во-
енно -патриотическая игра «Зарница» в рам ках
окружного проекта «Тропа героя». Ребята не только
принимают активное участие и занимают призовые
места в игре, но и выступают в роли ведущих. За
активную патриотическую деятельность лидерам
детской организации ежегодно вручают знак
«Юный патриот России».
В июне 20 20 года в школе стартовала акция
«Календарь Победы». Листы календаря, сменные
экспозиции рассказывают о трагических и героиче-
ских страницах Великой Отечественной войны.
В школе запущен цикл уроков мужества «Све-
ча памяти» для обучающихся 1-11 классов. Ребята знакомятся с военной историей, узнают о героях
войны и тружениках тыла, о вкладе в победу над врагом жителей родного города.
В школе-интернате прошла «Встреча трёх поколе-
ний» с ветеранами Л окомотивного депо станции Омск. Ве-
тераны рассказали ребятам о нелегкой трудовой деятель-
ности на железной дороге в годы войны, о создании музея
и экспозициях музея, посвященных военной поре. Очень
много интересного узнали воспитанники школы о трудо-
вых буднях и подвигах
железнодорожников.
В январе прове-
ли акцию «Мы помним,
мы гордимся»: посетили памятник «Детям блокады» на про-
спекте К. Маркса, почтили память погибших и возложили цве-
ты к монументу.

Страница 34

34

Ежегодно ребята принимают участие в
акции «Бессмертный полк.
Все дальше и дальше уходят грозные
годы ВОв, массового героизма и доблести
наших людей. Время неумолимо идет вперед,
но вместе с тем оно не властно над памятью
народной. Память о минувшей войне будет
переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к
внукам. Иначе нельзя!
В ходе реализации проекта создана ко-
пилка методических материалов по граждан-
ско -патриотическому воспитанию школьников
(сценарии, разработки внеклассных меропри-
ятий, рекомендации, диагностические матери-
алы и др.) для использования в практической работе педагогами образовательных учреждений .
Выпущена печатная и видео продукция, освещающая проект «Отечеству будем верны!» с целью
обобщения и распространения передового опыта. Повысилась активности участия школьников в общешкольных мероприятиях, увеличилась
доля мероприятий, проведенных совместн о с социальными партнерами, расширились связи с со-
ветами ветеранов, учреждениями культуры и социальной сферы. Проект имеет положительную рецензию Института развития образования Омской области,
был представлен на международной выставке «Учсиб» и награжден М алой Золотой медалью.
Опыт реализации проекта обобщен на городском семинаре для педагогов – организаторов в ноябре
2019 года и профильной лидерской смене в г. Барабинске в январе 2020 года, отмечен благодарно-
стями Департамента образования Омской области и Совета ветеранов Омской области.


















Страница 35

35

Праздничный концерт «Победный май»

Страница 36

36

Уроки мужества «Дороги Победы»


Проект «Тропа героя», игра «Зарница»

Страница 37

37

Музейные уроки «Дети военной поры»

Смотр строя и песни «Равнение на Победу»

Страница 38

38

Митинг у памятного знака С. Антонова, выпускника школы,
сотрудника милиции

Библиотечный урок «Помнит мир спасённый»

Страница 39

39

Час истории «Омичи в годы войны»


Конкурс чтецов «Помнить, чтоб жизнь продолжалась»

Страница 40

40


Ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла,
почётные железнодорожники, ветераны локальных войн –
самые почётные гости и члены школьной семьи