г. Омск, ул. 2-я Электровозная, 15

тел:(3812) 44-35-97

Профориентационная работа

В.Т. Трубчанинов
Е.Н. Щербина
Школа-интернат №20 ОАО «РЖД», г. Омск

 

Система профориентационной работы как необходимое условие успешного профессионального самоопределения школьников

Одним из ключевых направлений в работе школы- интерната является профориентационное, задачи которого:

  • содействовать школьникам в решении актуальных задач развития, обучения и социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута;
  • приобщать школьников к традициям и истории железнодорожного транспорта,
  • знакомить школьников с железнодорожными профессиями.

      Для реализации этих задач выстраивается учебно-воспитательный процесс, организуется работа социально-психологической, медицинской служб школы, системы дополнительного образования.

      Работая в этом направлении, школа-интернат №20 ОАО «РЖД» руководствуется следующими нормативными документами:

  • Целевая программа ОАО «РЖД» «Молодёжь ОАО «Российские железные дороги» (2016-2020гг.)»;
  • Показатели результативности деятельности негосударственных образовательных учреждений ОАО «РЖД» и детских железных дорог по профессиональной ориентации учащихся и воспитанников на профессии железнодорожного транспорта (письмо ОАО «РЖД» от 21. 03. 2007);
  • Приказы, распоряжения, положения Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
  • Программа развития школы на 2014-2018 годы;
  • Программа организации профориентационной работы в школе-интернате №20 ОАО «РЖД» «Путь в профессию»;
  • Учебный план, программы учебных предметов и элективных курсов профориентационной направленности;
  • Учебный план и программа юных железнодорожников на Детской железной дороге (первого, второго, третьего года обучения);
  • План совместной работы школы-интерната №20 ОАО «РЖД» и Детской железной дороги;
  • Учебный план и программа факультативного курса «Общий курс железных дорог»;
  • Программа занятий кружка технического моделирования «Юный железнодорожник»;
  • План работы школы-интерната №20 ОАО «РЖД».

Создана материально-техническая база, позволяющая успешно решать поставленные задачи. Это, прежде всего: кабинет профориентационной работы с наглядными пособиями и тематическими стендами, специализированные учебные кабинеты в Омском государственном университете путей сообщения, в Дортехшколе г. Омска, Омском техникуме железнодорожного транспорта, Муниципальном учебно-производственном комбинате, демонстрационные залы Омского музея железнодорожного транспорта, предприятия Омского территориального управления Западно-Сибирской железной дороги. Кроме того, уголки профориентации в учебных кабинетах, библиотеке, учебная, научно-популярная и художественная литература железнодорожной тематики, фильмотека.

      С 2006 года в школе-интернате функционирует совет по профориентационной работе.  Непосредственное участие в планировании и организации профориентационной работы принимают: Совет школы, педагогический совет, методический совет, методические предметные объединения. Вопросы профориентационной направленности рассматриваются на совещаниях при директоре, классных и общешкольных родительских собраниях.                                  

Реализация программы по профориентации школьников на железнодорожные профессии «Путь в профессию» осуществляется по следующим  направлениям:

  • Работа с обучающимися: профдиагностика, профориентационное консультирование, профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профессиональный отбор, профессиография.
  • Работа с родителями.          
  • Работа с педагогами.  
  • Работа с учебными заведениями железнодорожной направленности.
  • Работа с ДЖД г. Новосибирска.

  Участие педагогического коллектива общеобразовательного учреждения в профориентационной работе проходит через систему обучения (урок). Элементы профориентации включены в следующие уроки:

  • физика
  • математика
  • русский язык, литература
  • химия
  • биология
  • окружающий мир
  • технология
  • информатика
  • ИЗО
  • история  
  • география 
  • иностранный язык  
  • черчение
  • обществознание
  • ОБЖ.

  В школе-интернате созданы профильные классы, ориентированные на профессии железнодорожного транспорта. Стабильно высоким остаётся количество выпускников, поступивших в вузы, техникумы и колледжи железнодорожного транспорта.  За последние три года отмечается 70-80% поступление выпускников профильных классов в железнодорожные вузы и техникумы.

Школа обеспечивает преемственность по профориентации на всех ступенях образования: дошкольное образование – начальная школа – основная школа – средняя школа.

 Школа-интернат сотрудничает с детским садом №186 ОАО «РЖД»:

  • проводятся беседы с дошкольниками подготовительной группы;
  • организуются выставки детского творчества;
  • проводятся совместные экскурсии на железнодорожный вокзал.

В начальной школе работа ведётся по следующим направлениям:

  • привитие элементарных трудовых навыков через общественно-полезный труд;
  • формирование положительной направленности к трудовой деятельности через урочную и внеурочную деятельность;
  • знакомство с профессиями железнодорожников через встречи с родителями;
  • знакомство с профессиональной терминологией через ролевые игры;
  • знакомство с историей РЖД через встречи с ветеранами труда, почётными железнодорожниками, экскурсии в музеи железнодорожного транспорта; 
  • оформление на каждого учащегося профориентационного «дела», где собираются сочинения о выборе профессии, анкеты, опросники, выявляющие интересы и склонности к определенному типу профессий.

На II ступени осуществляется:

  • профориентационная подготовка через спецкурсы железнодорожной направленности;
  • формирование принятия адекватного решения о выборе профессии через экскурсии на ж.д. предприятия, в музеи железнодорожного транспорта, учебные заведения ж.д. направленности;
  • формирование образовательного запроса через посещение кружков «Юный железнодорожник», «В мире железнодорожных профессий»;  
  • «погружение в профессию» через прохождение учебно-производственной практики на ДЖД в г. Новосибирске;
  • воспитание готовности к трудовой деятельности через общественно-полезный труд
  •  пополнение на каждого учащегося профориентационного «дела».

На III ступени старшеклассники обучаются в профильных классах, более углубленно изучают деятельность ОАО «РЖД», проходят профориентационную подготовку через спецкурсы, центр довузовской подготовки, продолжают посещать музеи железнодорожного транспорта, железнодорожные предприятия, совершают тематические экскурсионные поездки «Открытые двери компании» (г. Новосибирск).

Важное место в системе профориентации занимает совместная  работа с  вузами, техникумами и колледжами железнодорожного транспорта:

  • участие в совместных олимпиадах СГУПС;
  • участие в днях открытых дверей (ОТЖТ, Дортехшкола, ОмГУПС);
  • совместная научно-методическая работа  (создание элективных курсов: «Физика в твоей будущей профессии», «Решение математических задач с использованием железнодорожной тематики»);
  • совместная работа по организации подготовки для поступления в вузы, колледжи и техникумы (работа на базе общеобразовательного учреждения центра довузовской подготовки).     

Целенаправленная работа проводится также в системе дополнительного образования, на занятиях кружков эстетического цикла, вокально-хореографического и технического циклов. С профориентационной направленностью работает вся система дополнительного образования школы. Для решения проблемы профессионального самоопределения школьников в детях воспитывается уважение к традициям профессии железнодорожника, их ориентируют на выбор специальностей железнодорожной направленности, осуществляется преемственность поколений. 

     Традицией стали концертные программы, на которые приглашаются ветераны труда – железнодорожники. С удовольствием смотрят они выступления участников детских творческих объединений (вокально-хоровая студия «Фантазия», танцевальный коллектив «Созвездие» и др.), в репертуаре которых песни и танцы железнодорожной тематики: танец «Проводницы», «Песенка машиниста», «Гимн Западно-Сибирской ЖД», общаются с учениками. На занятиях кружков ребята готовят подарки ветеранам. Встречи школьников с почётными железнодорожниками, ветеранами Западно-Сибирской железной дороги В.И. Шестаковым, В.И.Федяниным, Ч.Ф. Платковским, участником войны В.П. Герасимовым имеют большое воспитательное значение.  Их воспоминания о боевых товарищах, о послевоенном восстановлении железной дороги, о профессии железнодорожника помогают школьникам в жизненном и профессиональном самоопределении.

Организация просветительской работы с воспитанниками по выбору профессии железнодорожника включает самые разнообразные формы и методы:

  • общешкольные мероприятия (День знаний, Последний звонок, Выпускной бал, День защитника Отечества, День Победы – встречи с руководителями Западно-Сибирской железной дороги, Омского территориального управления, почётными железнодорожниками, ветеранами труда);
  • видеолекторий «Выбор профессии – выбор судьбы»;
  • проведение деловой игры «Управление железнодорожным бизнесом»;
  • обсуждение книг, имеющих профессиональное значение и составление индивидуальных планов чтения школьников;
  • обобщение и распространение опыта по профориентационной работе через создание буклета «Система профориентационной работы в школе-интернате №20 ОАО «РЖД»;
  • профинформация: знакомство с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на «рынке труда»;
  • обобщение и распространение опыта по профориентационной работе через создание видеофильма «Моё будущее – железная дорога»;
  • публикация статей о профориентационной работе в газете «Транссиб»;
  • участие в викторинах, конкурсах «Знатоки истории железных дорог России», «Знаете ли вы их имена?»;
  • участие в КВНах («Профессий тысячи, а я - железнодорожник»), смотрах, фестивалях («РЖД зажигает звёзды»);
  • встречи с представителями учебных заведений железнодорожной направленности (информирование старшеклассников об изменениях в правилах приёма в учебные заведения, обучения и переобучения в них и возможностях трудоустройства);
  • встречи с представителями профориентационного центра (информирование старшеклассников о потребностях региона в кадрах, о рейтингах железнодорожных профессий);
  • медицинский лекторий «Взаимосвязь успешности профессиональной карьеры и здоровья человека»;
  • сбор материалов о династиях железнодорожников, выпускниках, работающих в железнодорожной отрасли;         
  • тематические экспозиции ж.д. направленности в библиотеке;            
  • подбор литературы ж.д. тематики в библиотеке;    
  • профориентационные уголки в классных кабинетах;                
  • сменный стенд с подборкой информации из газеты «Транссиб»;      
  • викторины, конкурсы, КВН;
  • пресс-конференции с участием работников предприятий Омского территориального управления;
  • конкурс газет «Мои родители - железнодорожники»;
  • Конкурс на лучшую презентацию железнодорожной профессии;     
  • Конкурс творческих работ «Интересные профессии железнодорожников»;

 Продолжают свою работу созданные в 2008 году клубы по интересам  в каждом классе (спланированы заседания, оформлены уголки и папки со сценариями мероприятий):

«Веселый паровозик» - 1 кл.

«Юный машинист» - 2 кл.

«Светофор» - 3 кл.

«Голубой вагон» - 4 кл.

«Станция будущего …» - 5 кл.

«Экспресс» - 7 кл.

«Вокзалы России» - 6 кл.

«Моя любимая станция» - 8 кл.

«Моя будущая профессия – железнодорожник» - 9 кл.

«Управление железнодорожным бизнесом» - 10 кл.

«Дорог тысячи, моя - железная» – 11 кл.

«Наша дорога» - 11 кл.         

       Огромную роль в профессиональном просвещении играет школьная библиотека, где собран обширный материал ж.д. тематики. В библиотеке систематически оформляются книжные выставки: «Славные истории страницы Западно-Сибирской магистрали», «Из истории Российских железных дорог», «О железнодорожной профессии», «Люди и судьбы. Об известных деятелях железнодорожного транспорта», проходят читательские конференции с обзором книг, посвящённых железнодорожному транспорту, идёт просмотр фильмов железнодорожной тематики.

Новой формой профориентационной работы в школе-интернате стала профориентационная сессия, которая проводится с 2008 года. Традиционно план её проведения насыщен самыми разнообразными мероприятиями:

  • Посещение Омского техникума железнодорожного транспорта (9 класс), Омского Государственного Университете Путей Сообщения (11 класс), музея железнодорожного транспорта (2-11 кассы). Школьники получают обширную и разнообразную информацию, касающуюся истории Транссиба, её технического оснащения, кадрового потенциала, специальностей, востребованных на рынке труда и др.
  • Встречи учеников 11 классов с руководителями факультета довузовской подготовки СГУПСа, ОмГУПСа, Омского техникума железнодорожного транспорта, на которых ребята узнают о факультетах и специальностях, правилах приёма в эти учебные заведения, смотрят рекламные видеоролики.
  • Конкурсы рисунков «Профессия моих родителей», газет «Калейдоскоп железнодорожных профессий», творческих работ «Интересные профессии железнодорожников для учащихся 1-8 классов.
  • Участие в научно-практической конференции НОУ «Феникс» («Экология и железнодорожный транспорт», «История развития железных дорог России» и др.).

Большое значение в профориентационной работе принадлежит клубу встреч «Магистраль». Это встречи воспитанников с интересными людьми: работниками Омского территориального управления дороги (ЭЧ-2, локомотивное депо ТЧ-2, отделы кадров), представителями Омского техникума железнодорожного транспорта, Омского государственного университета путей сообщения, победителями сетевых конкурсов, ветеранами труда железнодорожного транспорта, почётными железнодорожниками. На этих встречах идёт заинтересованный разговор о железнодорожных специальностях разных подразделений железной дороги, о требованиях к молодым специалистам, приходящим на железную дорогу, звучат ответы на многочисленные вопросы школьников.

Начиная с 2005 года, ученики школы-интерната принимают участие в конкурсе на лучшее сочинение о железнодорожном транспорте. Конкурс вызывает интерес как у школьников и педагогов, так и у родителей, которые вместе с учителями помогают в сборе необходимой информации.

Начиная с 2005-2006 учебного года, в школе-интернате созданы учебные группы юных железнодорожников на Детской железной дороге. В настоящий момент их четыре. Ежегодно 50 старшеклассников Школы-интерната № 20 ОАО «РЖД» проходят практику на Детской железной дороге в Новосибирске.      

  Профориентационная направленность сопровождает различные мероприятия, организованные службами Западно-Сибирской железной дороги и администрацией школы:         

  • совместные спортивные соревнования с Локомотивным депо ст. Омск;
  • проведение месячников безопасности на железной дороге;                        
  • участие в дорожных соревнованиях (г. Новосибирск;)    
  • сотрудничество с транспортной полицией;
  • выездные концерты для ветеранов;                                   
  • встречи с руководителями железной дороги;                   
  • привлечение специалистов для преподавания спецкурсов.