cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Экспериментальная площадка РАО

Отчет

инновационной площадки Российской академии образования

Частное общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат №20 среднего общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

за 2018 г.

  1. Общие сведения

1.1. Субъект Российской Федерации Омская область

1.2. Краткое название образовательной организации Школа-интернат №20 ОАО «РЖД»

1.3. Адрес 644039, г. Омск, ул. 2-я Электровозная, дом 15

1.4.Телефон (3812) 44-35-97

1.5. Факс (3812) 44-35-97

1.6. Электронная почта shk-int20@mail.ru

1.7. Web-сайт    ш20ржд.рф

1.8. Тема и цель реализуемого инновационного проекта (программы)

Тема: «Методическое сопровождение поликультурного образования школьников». Цель: определить эффективные методы и технологии, способствующие реализации поликультурного образования школьников.

1.9. Руководитель Инновационной площадки от образовательной организации Щербина Елена Николаевна, заместитель директора школы

1.10. Руководитель Инновационной площадки от РАО (ФИО, должность, ученая степень, ученое звание)

1.11. Дата создания Инновационной площадки РАО Свидетельство об аккредитации (№ А-18-17/162 от 16.12.2014 г.)

1.12. Отметка об утверждении отчета на Ученом (педагогическом, методическом, научно-техническом и др.) совете образовательной организации.

 Отчет утвержден на заседании Совета школы, протокол № 4 от 07. 12. 18 г.

2. Информационно-аналитическая справка о результативности инновационной площадки РАО:

2.1. Продуктивность реализации инновационного проекта (программы): достижение целей проекта (программы) в соответствии с установленными показателями результативности, соответствие ожидаемых результатов реально достигнутым; описание качественных изменений.

      Планируя экспериментальную деятельность, разработчики программы объективировали ее конечный результат как обобщение выявленного и апробированного педагогически целесообразного эффективного инструментария по осуществлению методического сопровождения поликультурного образования.

   Согласно программе эксперимента 2018 -2019 учебный год является завершающим в экспериментальной деятельности: коллектив педагогов-экспериментаторов обрабатывает и анализирует данные, полученные в результате исследовательской работы, вносит необходимые коррективы в планирующую документацию, обобщает и тиражирует ценный опыт работы. 

Среди задач, решаемых педагогами-экспериментаторами в отчетный период, приоритетной задачей являлась организация общественно-профессиональной экспертизы методических материалов, созданных в ходе экспериментальной работы. 

Экспертизу успешно прошли и получили высокую оценку 15 образовательных программ и 2 программы элективных курсов:

-Программа «Школа диалога культур»;

Комплексная образовательная программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Мир вокруг нас»;

-Комплексная образовательная программа внеурочной деятельности для учащихся 5-7 классов «Мир вокруг нас»;

-Программа «Школа лидеров»;

-Программа факультативного курса «Психология общения»;

-Программа факультативного курса «Лидерство»;

-Программа спецкурса «Развитие индивидуальности ребёнка как способ решения проблемы дезадаптации»;

-Программа по изобразительному искусству, декоративно-прикладному творчеству, фитодизайну «Волшебный мир природы»;

-Программа по истории России с древнейших времён до конца XХ в.;

-Программа элективного курса «Психологическое оздоровление субъектов образовательного процесса»;

-Учебно-оздоровительная программа «Школа здоровья»;

-Программа «Путь в профессию»;

-Программа элективного курса по математике «Решение математических задач с использованием железнодорожной тематики»;

-Программа элективного курса по физике «Физика в будущей профессии»;

-Дополнительная образовательная программа «Дизайнстудия»;

 -Программа «Формирование здорового образа жизни и профилактика употребления психоактивных веществ»;

-Программа «Отечеству будем верны»;

-Программа «Шаги к успеху».

Социально-педагогические проекты: «Отечеству будем верны», «Школа лидеров», «Территория добра и заботы», «Безопасный мир детства» удостоены золотой медали Международной образовательной выставки «Учсиб».

За счет включения в урочную и внеурочную деятельность поликультурного содержания, рассматриваемого обязательным компонентом, реализована модель поликультурного образования. Школьники, осваивающие основные образовательные программы начального и основного общего образования, подготовили и успешно защитили учебно-исследовательские проекты поликультурной направленности. 

Поликультурный компонент в воспитательной работе реализован за счет мероприятий педагогического проекта «Дом дружбы», в которых в отчетный период участвовали все обучающиеся школы-интернат.  Активизировалось ученическое самоуправление, повысились инициатива и ответственность детей. Устойчиво развивается волонтерское движение, во всех параллелях с учетом возрастных особенностей созданы клубы по интересам. Детская организация «Новое поколение» стала победителем городского конкурса «Доброволец года», победителем и призёром областного конкурса «Лидер и его команда».

В школе-интернате работает научное общество учащихся «Феникс». В 2017-2018 уч. г. более 50% от общего числа обучающихся приняли участие в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня. Из них 76 человек (31%) стали победителями и призёрами регионального и Всероссийского уровней.

Во внеурочное время для школьников работают 20 кружков различной направленности. Достигнута 100 % занятость воспитанников в кружках и спортивных секциях, 58% посещают более 2-х кружков и секций. Создан электронный банк данных одарённых и талантливых детей, ведется портфолио на каждого воспитанника. По итогам 2017-2018 уч. г. в копилке достижений школы-интерната более 300 наград в виде памятных именных призов, медалей, дипломов и благодарственных писем, полученных обучающимися.

 В целостном образовательном процессе активно применяются электронные образовательные ресурсы, в том числе учебные мультимедийные программы, способствующие формированию поликультурности школьников.

Создана и пополняется электронная копилка эффективных приемов организации учебного процесса с поликультурной составляющей, что позволяет на каждом этапе урока любого типа успешно решать задачи поликультурного образования (Приложение 1).

2.2. Управление инновационной деятельностью

В целях нормативно-правового регулирования инновационной деятельности в отчетный период составлен и реализован план основных мероприятий школы-интерната на 2018 год; разработана основная образовательная программа среднего общего образования, в которой часть, формируемая участниками образовательных отношений направлена на решение задач поликультурного образования школьников; внесены дополнения в план мероприятий программы развития. В план внутришкольного контроля включены вопросы качественного решения задач поликультурного образования, в том числе за счет реализации поликультурной составляющей содержания образования всех уровней.   

Для привлечения родителей к решению задач поликультурного образования школьников, снятию возможного сопротивления и неприятия, с 2015 г. успешно реализуется программа родительского всеобуча по проблеме поликультурного образования детей.

Создавая условия для роста профессионального мастерства, составлен и выполнен перспективный план-график повышения квалификации педагогических работников. В октябре 2018 г. разработана программа «Педагог будущего» сроком на 3 года.

В отчетный период проведена серия методических семинаров, 2 тематических педагогических совета, психолого-педагогические практикумы и психологические тренинги, работали творческие группы, и педагогическая лаборатория педагога дополнительного образования Белевой Г.Н.   

Введены в практику отчеты педагогов-экспериментаторов о непрерывном профессиональном образовании. Все педагоги имеют портфолио достижений, перспективные планы профессионального самообразования.

По итогам 2017-2018 уч. г. в школе-интернате проведено самообследование и подготовлен публичный отчет о выполнении программы эксперимента (http: ш20ржд.рф)

Открытость и готовность к совместной деятельности не только с родительской общественностью, но и с иными социальными партнерами, сделали устойчиво высоким имидж учреждения.

2.3. Обобщение и распространение опыта работы по реализации инновационного проекта (программы) на муниципальном, региональном, межрегиональном, федеральном, международном уровнях (конференции, мастер-классы, семинары, конкурсы, фестивали, смотры, выступления на курсах повышения квалификации, научные и научно-методические публикации, разработки инновационных методик или технологий обучения и воспитания и др.).

За отчетный период организованы и проведены открытые уроки, мастер-классы, открытые внеурочные занятия, демонстрирующие методики и технологии поликультурного образования. Уже второй год педагоги школы участвуют в международной конференции «Проблемы современного образования» в Праге. Статья «Формирование толерантности на уроках биологии и физики» опубликована в итоговом сборнике конференции. 3 педагога из числа экспериментаторов, что составляет 14,2%, стали победителями конкурсов профессионального мастерства. Учитель начальных классов Романовская Ю.С., приняла активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок» при проведении международной дистанционной олимпиады «Зима - 2018» по окружающему миру, в рамках которой представила опыт работы по методическому сопровождению поликультурного образования. Педагог дополнительного образования, Белёва Г.Н., участвовала в работе экспертного совета Международного педагогического портала «Солнечный свет».

8 педагогов-экспериментаторов, что составляет 38%, приняли активное участие в международном конкурсе «Сибирь зажигает звезды» и были отмечены благодарственными письмами (Приложение 2).

Педагог дополнительного образования, Мальцева Т.В., отмечена благодарностью организаторов всероссийского проекта «Инфоурок» за существенный вклад в развитие онлайн-библиотеки методических разработок для учителей, 2018 г.

Педагог-психолог, Писарева Е.В., приняла участие и выступила на семинаре-практикуме работников структурных подразделений Омского региона Западно – Сибирской железной дороги по теме: «Результативная практика организации превентивного обучения в современной школе в условиях реализации ФГОС».

   Для образовательных организаций, учредителем которых является ОАО «РЖД», проведена презентация сборника методических материалов по тематике эксперимента: «Методическое сопровождение поликультурного образования».

Педагогические работники активно представляли актуальный опыт методического сопровождения поликультурного образования школьников на различных уровнях (муниципальный, региональный, всероссийский, международный) (Приложение 2).

2.4. Программно-методическое обеспечение

Основными документами тактического назначения для каждого уровня образования являются основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования, в которых содержанием вариативной части выступает поликультурное образование, а среди качественных показателей освоения этих программ значатся показатели сформированности поликультурной компетентности школьников (Приложение 3). 

Учителями, воспитателями и педагогами дополнительного образования при составлении рабочих программ, тематического планирования учтены и внесены в содержание оценки достижений показатели сформированности поликультурной компетентности школьников (Приложение №4)

В соответствии с планом эксперимента в отчетный период разработаны методические рекомендации по формированию основных танцевальных навыков у детей младшего школьного возраста (Приложение 5).

Содержанием занятий является русский танец, его история и сохранившиеся традиции. Автор, педагог дополнительного образования, Мальцева Т.В. выделила основные моменты занятия, требующие внимания и личностно-ориентированного подхода при обучении детей танцевальным навыкам.

Белева Г.Н., руководитель творческой лаборатории, обобщила опыт работы и подготовила пакет методических материалов в помощь педагогам дополнительного образования, реализующим поликультурную составляющую на занятиях (Приложение 6).

Ценность данных материалов в их практической значимости. Автор в виде алгоритма представила весь спектр деятельности педагога дополнительного образования.

В ходе работы творческой лаборатории выявлен и апробирован диагностический инструментарий, позволяющий определять уровень приобщения детей к народной культуре. В пакете методических материалов представлены опросники для родителей и педагогов, позволившие на их основе разработать перспективный план работы педагогов дополнительного образования по приоритетному направлению «Патриотическое воспитание современных школьников» и примерный интегрированный тематический план занятий (музыка и изобразительное искусство) по приобщению детей 1-4 классов к истокам русской народной культуры.

Методическим инструментарием, обеспечивающим реализацию поликультурного образования школьников при получении начального и основного общего образования, являются авторские рабочие тетради и хрестоматии, разработанные на втором этапе эксперимента. Ценность тетрадей и их уникальность признана педагогическим сообществом, и они рекомендованы к использованию общеобразовательными учреждениями ОАО «РЖД».

2.5. Анализ и оценка результатов, полученных в ходе реализации инновационного проекта (программы). Выявленные затруднения и проблемы, возникающие в процессе осуществления инновационной деятельности, и их решение (формы, способы, периодичность). Заключение о положительных и отрицательных последствиях, проведенных изменений в ходе реализации этапов инновационной работы.

В ходе реализации третьего этапа эксперимента удалось решить ряд задач, среди которых:

1.Успешная реализация образовательных программ внеурочной деятельности.

2.Внедрение индивидуальных образовательных траекторий, способствующих профессиональному самоопределению обучающихся.

3.Дальнейшее развитие системы гражданского, правового и патриотического воспитания в школе, ученического самоуправления. Создание новых традиций.

4.Создание системы психолого-педагогического сопровождения поликультурного образования учащихся.

5.Поддержка талантливых и мотивированных детей. Организация работы НОУ «Феникс».

6.Привлечение родительской общественности к решению задач поликультурного образования детей. Реализация программы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся «Поликультурное образование детей».

7.Создание комфортной образовательной среды, расширение конструктивного бесконфликтного взаимодействия участников образовательных отношений.

Исследовательская, инновационная деятельность педагогического коллектива, как и предполагалось, стала эффективным средством обновления методического инструментария и мощным стимулом профессионального развития педагогов. Повысилась значимость методической работы в целом и методического сопровождения поликультурного образования школьников, в частности.

Информационная открытость и конструктивный диалог с родительской общественностью позволил расширить их участие в жизни общеобразовательного учреждения. Повысилась мотивация и готовность педагогов и родителей к совместной деятельности по реализации задач поликультурного образования школьников;

 Достигнута 100 % занятость воспитанников в кружках и спортивных секциях, 58% посещают более 2-х кружков и секций. Создан электронный банк данных одарённых и талантливых детей, ведется портфолио достижений каждого воспитанника. По итогам 2017-2018 года каждый ученик школы-интерната награжден либо памятными именными призами, либо стипендиями, медалями, дипломами или благодарственными письмами.  Социальная активность школьников проявляется посредством их участия в окружных, городских, областных, региональных мероприятиях. В 2018 г. этот показатель составил 76%, что выше на 16% показателей предыдущего года.

Диагностика уровня воспитанности школьников убедительно демонстрирует сформированность таких качеств как долг, ответственность, коллективизм, честность, дисциплинированность, положительное отношение к учебе и труду, (рост показателей с 2016 по 2018 год с 3,9 до 4,7). Нет учащихся, состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних.

Педагогический коллектив школы-интерната отмечен дипломом за победу в городском смотре-конкурсе на лучшую постановку работы по патриотическому воспитанию. Школа-интернат заняла II место в сетевом конкурсе «Лучший педагогический работник ОАО «РЖД», II место в дорожном конкурсе «Лучший музыкальный работник общеобразовательных учреждений Западно-Сибирской железной дороги». В рамках Всероссийского образовательного форума «Школа будущего» школа-интернат стала лауреатом конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучшая инновационная общеобразовательная организация - 2017», а в 2018 году отмечена дипломом лауреата и золотой медалью конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лидер в области духовно-нравственного и патриотического воспитания - 2018»

По данным на отчетный период 65% педагогов имеют государственные и отраслевые награды, почетные звания. 96 % учителей аттестованы на высшую и первую квалификационные категории.

2.6. Мониторинг процесса и динамики результатов инновационной работы. Программа мониторинга, критерии достижения образовательных результатов и показатели процедуры оценивания их уровня на каждом этапе инновационной деятельности (оценка условий эффективной инновационной работы: сплоченности и благоприятности инновационного климата коллектива, степени мотивации, изучение уровня понимания учителями основных целей, результатов и способов их достижения в организации образовательного процесса и др.).

На завершающем этапе эксперимента большое внимание уделялось психолого-педагогическому сопровождению поликультурного образования. Педагогом-психологом и социальным педагогом разработаны и апробированы эффективные формы психолого-педагогического сопровождения поликультурного образования с учетом их возможности влиять на уровень освоения воспитанниками разного возраста (Приложения 7-12).   

2.7. Основной вывод об эффективности инновационной деятельности, целесообразности продолжения инновации, перспектив и направлений дальнейших исследований.

Результаты экспериментальной работы могут быть использованы педагогическими и руководящими работниками в организации образовательного процесса с поликультурной составляющей и/или при проведении разовых образовательных акций, мероприятий.

Подобранный комплект диагностических методик по проблеме экспериментальной работы оснащен компьютерными технологиями. Создан и пополняется информационный банк данных о результатах экспериментальной работы на электронных носителях, регулярно публикуются отчеты в СМИ, лучший опыт педагогов представляется на страницах регионального журнала «Образование Омской области», на официальном сайте школы-интерната, в публикациях по итогам конференций, форумов и др.

3. Содержание деятельности образовательной организации по реализации инновационного проекта:

 №

п/п

Задачи инновационного проекта и содержание деятельности

Характеристика результатов и формы их представления (пакет документов, аналитическая справка, методическое пособие и др.)

Формы публикации результатов

(печатная, электронная и др.)

Форма обмена опытом

1

Обработка и анализ данных, по результатам экспериментальной работы.

Аналитические справки

Отчет

Публичный отчет и материалы самообследование на официальном сайте УО

Организованы и проведены семинары, педагогические и методические советы, заседания школьных методических объединений по перспективам поликультурного образования. Результаты рассматривались и обсуждались участниками   психолого-педагогических практикумов, психологических тренингов, мастер-классов, открытых занятий.

2

Обобщение опыта работы по проблеме экспериментальной работы.

Описание и презентация методических приемов организации урока и внеурочного занятия с поликультурной составляющей

Публикации на сайте Инфоурок.

Выступления на конференциях, областном педагогическом марафоне, на семинарских занятиях при прохождении КПК.

Работа в экспертном совете Международного педагогического портала «Солнечный свет».

3

Подготовка и издание методических материалов и публикаций с целью распространения опыта.

Презентация лучшего опыта работы педагога дополнительного образования с поликультурной составляющей. Представление алгоритма деятельности.

Создание электронной версии сборника материалов творческой лаборатории педагога дополнительного образования

Организация практико-ориентированных семинаров

4.

Экспертиза итоговых материалов.

Презентация образовательных программ внеурочной деятельности.

Апробация и внедрение психолого-педагогических диагностик.

Размещение всех материалов в локальной сети ОУ в разделе «Методический кабинет».

Подготовка к проведению межрегиональной видеоконференции по итогам ЭР в мае 2019 г.