cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Ресурсная школа ОАО «РЖД»

«Владеть собой настолько, чтобы уважать других,
как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем,
чтобы с нами поступали, — вот что можно назвать человеколюбием».
Конфуций

Поликультурное образование

 

В 2012 году НОУ «Школа-интернат №20 ОАО «РЖД» была определена как ресурсный центр ОАО «РЖД» в области поликультурного образования, а в 2014 году – как экспериментальная площадка РАО, и педагогический коллектив   включился в опытно-экспериментальную работу по реализации пилотного проекта поликультурного образования. Были проведены мастер-классы, круглые столы, семинары по проблеме формирования толерантности через инновационную деятельность.

Появилась возможность стажировки и приобщения к передовому опыту в области образования зарубежных стран (Франция, Германия, Швеция, Финляндия, Китай).

Творческая группа педагогов разработала учебно-методический комплекс «Мир вокруг нас» для 1-8 классов, обеспечивающий поликультурное образование школьников. Началась апробация учебного курса «Диалог культур» в 1-10 классах.

Появились новые формы внеклассной работы: Путешествие по «Чайному пути», Дни национальной культуры, целевая программа «Я познаю мир», фестиваль «Хоровод дружбы». Проводится исследовательская работа по изучению вопросов, свя­занных с культурой разных народов.  Лучшие проекты представляются на региональный форум «Шаги в науку».

Что, как не традиции, опыт прошлых поколений, обычаи родного края могут сформировать в человеке самые лучшие нравственные устои?

Экскурсии в национальные культурные центры погружают школьников в разноликий мир   немецкого, казахского, татарского и других народов.

На занятиях кружков воспитанники исполняют танцы народов мира, поют песни на разных языках, играют роли в спектаклях по произведениям классиков и народных авторов.  Дети с удовольствием знакомятся с орнаментальной символикой народов России, изучают народные промыслы.

Важное место в поликультурном образовании принадлежит детскому самоуправлению. Работа с коллективом, где пред­ставлены разные национальности (Омская область-121 национальность, в школе - 8 национальностей) и разновозрастные группы, выстраивается через конструктивное взаимодействие в общешкольных мероприятиях и акциях: «Милосердие: подари своё тепло детям», «Ветеран живёт рядом».

Ежегодный мониторинг показывает положительную динамику формирования нравственных норм, ценностных ориентиров, миропонимания, эстетического вкуса, взаимного уважения, толерантности, активной гражданской позиции у большинства школьников.

Медико – социально – психологическая служба обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение субъектов поликультурного пространства.  В арсенале её работы различные     психологические тренинги, ситуационные игры, тесты, семинары, консультации по актуальным проблемам поликультурного образования школьников.

В целях реализации преемственности дошкольного и начального общего образования в вопросах поликультурного образования совместно с  детским садом №187 ОАО «РЖД» (является ресурсным центром ОАО «РЖД») проведены педагогические советы, психолого-педагогические консилиумы, семинары. 

Поддержка Компании ОАО «РЖД» позволила школьникам открыть для себя удивительный поликультурный мир, побывав в Международном молодежном лагере имени Сун Цинлин в Китае, в «Международной космической школе им. В.Н. Челомея» в городе Байконуре. Ребята могли проявить свои творческие способности, узнать о традициях и обычаях многих культур и конфессий, приобрести социальный опыт взаимодействия.

Программа поликультурного образования

в школе-интернате № 20 ОАО «РЖД»

Задачи:

Расширение знаний о традициях, культуре, искусстве, образе жизни своего народа.

Пробуждение интереса к особенностям быта, творчеству других народов.

Утверждение поликультурной социально-психологической ориентации, установки на культурный релятивизм.

Принципы:

Природосообразности

Поликультурности

Диалогизма

Личностность-ориентированного подхода

Культуросообразности

Ценностно-смысловой направленности

Функции:

Образовательная

Соцально-ориентирующая

Адаптационная

Культурологическая

Методы:

Объяснительный-иллюстративный

Репродуктивный

Частично-поисковый

Проблемный

Условия:

Материально-техническая база системы образования

Культурно-эстетическая среда в стране, регионе, школе

Критерии эффективности поликультурного образования:

Уровень поликультурной коммуникации в школьной вреде

Степень национально-региональной самоидентификации учащихся

Уровень знаний в области художественного творчества разных народов

Ресурсная «школа диалога культур»

   Работа в интернате, проводимая как интегрированный комплекс, доступный в течение всего дня, позволяет решать целый спектр воспитательных и образовательных задач, получать ощутимые результаты в плане личностного развития школьников. Поликультурное образование даёт возможность выйти на такую модель выпускника, личностными качествами которого являются духовность, образованность, стремление делать добро, сопричастность к судьбе своей малой родины и Отечества.

   Совсем недавно школе-интернату исполнилось 50 лет. Это были годы плодотворного труда. На сегодняшний день общеобразовательное учреждение работает в экспериментальном режиме, что способствует непрерывному педагогическому поиску, внедрению инновационных технологий и программ. Школа-интернат является ресурсной «школой диалога культур» ОАО «РЖД».

   Имеющийся опыт и перспективы школы-интерната представляют собой мощный социокультурный ресурс, который выступает залогом дальнейшего устойчивого развития образовательного учреждения.