«Владеть собой настолько, чтобы уважать других,
как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем,
чтобы с нами поступали, — вот что можно назвать человеколюбием».
Конфуций
Поликультурное образование
В 2012 году НОУ «Школа-интернат №20 ОАО «РЖД» была определена как ресурсный центр ОАО «РЖД» в области поликультурного образования, а в 2014 году – как экспериментальная площадка РАО, и педагогический коллектив включился в опытно-экспериментальную работу по реализации пилотного проекта поликультурного образования. Были проведены мастер-классы, круглые столы, семинары по проблеме формирования толерантности через инновационную деятельность.
Появилась возможность стажировки и приобщения к передовому опыту в области образования зарубежных стран (Франция, Германия, Швеция, Финляндия, Китай).
Творческая группа педагогов разработала учебно-методический комплекс «Мир вокруг нас» для 1-8 классов, обеспечивающий поликультурное образование школьников. Началась апробация учебного курса «Диалог культур» в 1-10 классах.
Появились новые формы внеклассной работы: Путешествие по «Чайному пути», Дни национальной культуры, целевая программа «Я познаю мир», фестиваль «Хоровод дружбы». Проводится исследовательская работа по изучению вопросов, связанных с культурой разных народов. Лучшие проекты представляются на региональный форум «Шаги в науку».
Что, как не традиции, опыт прошлых поколений, обычаи родного края могут сформировать в человеке самые лучшие нравственные устои?
Экскурсии в национальные культурные центры погружают школьников в разноликий мир немецкого, казахского, татарского и других народов.
На занятиях кружков воспитанники исполняют танцы народов мира, поют песни на разных языках, играют роли в спектаклях по произведениям классиков и народных авторов. Дети с удовольствием знакомятся с орнаментальной символикой народов России, изучают народные промыслы.
Важное место в поликультурном образовании принадлежит детскому самоуправлению. Работа с коллективом, где представлены разные национальности (Омская область-121 национальность, в школе - 8 национальностей) и разновозрастные группы, выстраивается через конструктивное взаимодействие в общешкольных мероприятиях и акциях: «Милосердие: подари своё тепло детям», «Ветеран живёт рядом».
Ежегодный мониторинг показывает положительную динамику формирования нравственных норм, ценностных ориентиров, миропонимания, эстетического вкуса, взаимного уважения, толерантности, активной гражданской позиции у большинства школьников.
Медико – социально – психологическая служба обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение субъектов поликультурного пространства. В арсенале её работы различные психологические тренинги, ситуационные игры, тесты, семинары, консультации по актуальным проблемам поликультурного образования школьников.
В целях реализации преемственности дошкольного и начального общего образования в вопросах поликультурного образования совместно с детским садом №187 ОАО «РЖД» (является ресурсным центром ОАО «РЖД») проведены педагогические советы, психолого-педагогические консилиумы, семинары.
Поддержка Компании ОАО «РЖД» позволила школьникам открыть для себя удивительный поликультурный мир, побывав в Международном молодежном лагере имени Сун Цинлин в Китае, в «Международной космической школе им. В.Н. Челомея» в городе Байконуре. Ребята могли проявить свои творческие способности, узнать о традициях и обычаях многих культур и конфессий, приобрести социальный опыт взаимодействия.
Программа поликультурного образования
в школе-интернате № 20 ОАО «РЖД»
Задачи:
Расширение знаний о традициях, культуре, искусстве, образе жизни своего народа.
Пробуждение интереса к особенностям быта, творчеству других народов.
Утверждение поликультурной социально-психологической ориентации, установки на культурный релятивизм.
Принципы:
Природосообразности
Поликультурности
Диалогизма
Личностность-ориентированного подхода
Культуросообразности
Ценностно-смысловой направленности
Функции:
Образовательная
Соцально-ориентирующая
Адаптационная
Культурологическая
Методы:
Объяснительный-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Проблемный
Условия:
Материально-техническая база системы образования
Культурно-эстетическая среда в стране, регионе, школе
Критерии эффективности поликультурного образования:
Уровень поликультурной коммуникации в школьной вреде
Степень национально-региональной самоидентификации учащихся
Уровень знаний в области художественного творчества разных народов
Ресурсная «школа диалога культур»
Работа в интернате, проводимая как интегрированный комплекс, доступный в течение всего дня, позволяет решать целый спектр воспитательных и образовательных задач, получать ощутимые результаты в плане личностного развития школьников. Поликультурное образование даёт возможность выйти на такую модель выпускника, личностными качествами которого являются духовность, образованность, стремление делать добро, сопричастность к судьбе своей малой родины и Отечества.
Совсем недавно школе-интернату исполнилось 50 лет. Это были годы плодотворного труда. На сегодняшний день общеобразовательное учреждение работает в экспериментальном режиме, что способствует непрерывному педагогическому поиску, внедрению инновационных технологий и программ. Школа-интернат является ресурсной «школой диалога культур» ОАО «РЖД».
Имеющийся опыт и перспективы школы-интерната представляют собой мощный социокультурный ресурс, который выступает залогом дальнейшего устойчивого развития образовательного учреждения.