cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

«Школа диалога культур»

 Видео -  Культурно лингвистическая мозаика

 Видео -  Мастер класс Межкультурная коммуникация в условиях школы интерната Чайный путь 

     В 2012 году НОУ «Школа-интернат №20 ОАО «РЖД» была определена как ресурсный центр ОАО «РЖД» в области поликультурного образования, а в 2014 году – как экспериментальная площадка РАО, и педагогический коллектив   включился в опытно-экспериментальную работу по реализации пилотного проекта поликультурного образования. Были проведены мастер-классы, круглые столы, семинары по проблеме формирования толерантности через инновационную деятельность.

     Появилась возможность стажировки и приобщения к передовому опыту в области образования зарубежных стран (Франция, Германия, Швеция, Финляндия, Китай).

     Творческая группа педагогов разработала учебно-методический комплекс «Мир вокруг нас» для 1-8 классов, обеспечивающий поликультурное образование школьников. Началась апробация учебного курса «Диалог культур» в 1-10 классах.

     Появились новые формы внеклассной работы: Путешествие по «Чайному пути», Дни национальной культуры, целевая программа «Я познаю мир», фестиваль «Хоровод дружбы». Проводится исследовательская работа по изучению вопросов, свя­занных с культурой разных народов.  Лучшие проекты представляются на региональный форум «Шаги в науку».

     Что, как не традиции, опыт прошлых поколений, обычаи родного края могут сформировать в человеке самые лучшие нравственные устои?

     Экскурсии в национальные культурные центры погружают школьников в разноликий мир   немецкого, казахского, татарского и других народов.

     На занятиях кружков воспитанники исполняют танцы народов мира, поют песни на разных языках, играют роли в спектаклях по произведениям классиков и народных авторов.  Дети с удовольствием знакомятся с орнаментальной символикой народов России, изучают народные промыслы.

     Важное место в поликультурном образовании принадлежит детскому самоуправлению. Работа с коллективом, где пред­ставлены разные национальности (Омская область-121 национальность, в школе - 8 национальностей) и разновозрастные группы, выстраивается через конструктивное взаимодействие в общешкольных мероприятиях и акциях: «Милосердие: подари своё тепло детям», «Ветеран живёт рядом».

     Ежегодный мониторинг показывает положительную динамику формирования нравственных норм, ценностных ориентиров, миропонимания, эстетического вкуса, взаимного уважения, толерантности, активной гражданской позиции у большинства школьников.

     Медико – социально – психологическая служба обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение субъектов поликультурного пространства.  В арсенале её работы различные     психологические тренинги, ситуационные игры, тесты, семинары, консультации по актуальным проблемам поликультурного образования школьников.

     В целях реализации преемственности дошкольного и начального общего образования в вопросах поликультурного образования совместно с  детским садом №187 ОАО «РЖД» (является ресурсным центром ОАО «РЖД») проведены педагогические советы, психолого-педагогические консилиумы, семинары. 

     Поддержка Компании ОАО «РЖД» позволила школьникам открыть для себя удивительный поликультурный мир, побывав в Международном молодежном лагере имени Сун Цинлин в Китае, в «Международной космической школе им. В.Н. Челомея» в городе Байконуре. Ребята могли проявить свои творческие способности, узнать о традициях и обычаях многих культур и конфессий, приобрести социальный опыт взаимодействия.

Негосударственное образовательное учреждение

«Общеобразовательная школа – интернат №20

среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД»

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА

«Методическое сопровождение поликультурного

образовательного процесса»

     Основная идея

     Повышение роли методического сопровождения поликультурного образовательного процесса будет способствовать подготовке обучающихся к жизни в поликультурном, многомерном, быстро меняющемся мире.   

     Обоснование актуальности

     Социокультурная ситуация в мире и Российской Федерации характеризуется многообразием народов и их культур, которые в силу интернационализации мира вступают все в более тесные связи и взаимодействие. Людям настоящего и особенно будущего, придется жить и трудиться в многонациональной и поликультурной среде. Реальность такова, что человек, включаясь в общественную жизнь, осуществляет свою деятельность в среде, насыщенной проявлениями различных культур, что влечет за собой особые требования к нему как к личности и работнику. Система образования призвана реализовать общественный заказ на подготовку обучающегося к межкультурному диалогу, который является условием не только успешного решения общественно-значимых задач, но и самореализации личности. Подготовка подрастающих поколений к жизни и труду в поликультурном пространстве - одна из важнейших задач современной школы.

     В настоящее время в мировом образовательном процессе возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Появляются новые парадигмы образования, в которых педагогическая действительность отражается с помощью нового языка науки. В научный оборот входят такие понятия, как образовательное пространство и образовательный регион, поликультурная образовательная среда, поликультурное образование.

     Поликультурное образование составляет интегративную часть общего образования и ориентировано на формирование человека, готового к активной созидательной деятельности в развивающейся поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований. Содержанием поликультурного образования являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. 

     В отечественной педагогической науке и практике изучение проблем поликультурализма на сегодняшний день осуществляется в следующих направлениях: теоретико-методологические основы поликультурного образования (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.А. Супрунова); проблема обучения языкам в условиях двуязычия (М.Л. Апажев, Д.В. Ашинов, Ю.С. Кимов и др.); поликультурное образование и подготовка учителей (А.С. Бошкарев, С.Б. Узденова, С.Г. Ваниева и др.); проблема глобального образования (Я.М. Колкер, А.П. Лифтеров, E.G. Устинова, И.М. Шеина, Н.Б. Делерзон); реализация поликультурного образования в школе (В.Э. Бауэр, С.Н. Гайдарова, А.Г. Голев И.В. Павлов, Христанова и др.); проблемы межнационального общения (З.Т. Гасанов, И.С. Марьенко. С.В. Мягченков и др.) и т.д.

     Вместе с тем проблемы методического сопровождения поликультурного образовательного процесса слабо изучены и получили частичное отражение в отдельных статьях (М.Н. Кузьмин, В.В. Макаев, З.А. Малькова, С.У. Наушабаева, Л.А. Супрунова). Поликультурное образование имеет комплекс специфических методов и приемов воздействия на личность. Специфика методов поликультурного образования определяется диалоговым характером функционирования и развития культуры, уровнем этнокультурной идентификации школьника, уровнем знаний обучающихся о поликультурной среде, их эмоциональной и поведенческой культурой, что требует использования активных методов: диалог, беседа, дискуссия, моделирование, проектирование, реконструкция, ролевые игры, рефлексивные методы.

     Несмотря на то, что широкое распространение в системе образования в последнее время получила подсистема сопровождения, как специфическая педагогическая деятельность по созданию обучающимся оптимальных условий для развития потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, педагоги испытывают дефицит методической литературы, ориентирующей в реализации поликультурного образовательного процесса.

     В педагогической науке активно уточняется смысл понятия "сопровождения" по отношению к различным объектам сопровождения — введены термины "дидактическое сопровождение", "организационно-управленческое сопровождение образовательных программ", "информационное сопровождение", "методическое сопровождение" и т.д.  Доминанта цели развития определяет смысл и назначение соответствующего вида сопровождения. В этой связи методическое сопровождение процесса обучения не адекватно методическому сопровождению образовательной программы. Методическое сопровождение образовательной деятельности имеет целью совершенствование процесса подготовки специалистов через совершенствование методической работы, трансляцию инновационных технологий и передового опыта педагогов в образовательном процессе.

     Роль методической работы значительно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно совершенствовать качество содержания образования, посредством инноваций в программно-методическом обеспечении, в методиках воспитания и обучения школьников; совершенствовать качество организации педагогической деятельности, используя более эффективные методы, приемы и формы работы с детьми.

     Становится более актуальным участие педагогов в управлении учреждением, в управлении познавательным процессом группы детей, в совершенствовании образовательной среды, в организации поликультурного образовательного пространства и реализации образовательных программ нового поколения, что предъявляет более высокие требования к повышению и развитию профессиональной компетентности педагога.

     Гуманистический, социально-ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, способствует посредством методической работы становлению нового стиля взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса: реализация личностно-ориентированного воспитания и обучения, переход от групповых форм работы к индивидуальным, предпочтение косвенным формам педагогических требований, эмоциональная окрашенность педагогических отношений, оказание помощи ребенку в саморазвитии и т.д.

     Воспитать толерантную личность, готовую к межкультурному диалогу, может педагог, стремящийся к преодолению в себе силы инерции, шаблона, формальности в педагогической деятельности.

     В связи с этим появилась необходимость организации опытно-экспериментальной работы, в результате которой педагогический коллектив НОУ «Школа – интернат №20 ОАО «РЖД» сможет осуществить методическое сопровождение поликультурного образовательного процесса.

     Актуальность исследования обусловлена реально существующими противоречиями:

  • необходимость обращения в поликультурном пространстве к целостности культуры и отражения в нем этнических компонентов при взаимодействии с разными представителями общества;
  • целостность культурной среды и функционирование в ней различных этнических компонентов;
  • противоречие, связанное с необходимым обеспечением реализации личностью целостной общечеловеческой культуры и ее этнического национального содержания;
  • теоретической разработанностью проблемы поликультурного образования и недостаточной разработанностью практических рекомендаций для осуществления методического сопровождения поликультурного образовательного процесса.

Указанные противоречия позволяют определить проблему, заключающуюся в необходимости практической разработки вопросов методического сопровождения поликультурного образовательного процесса.

С учетом этого была сформулирована тема опытно-экспериментальной работы «Методическое сопровождение поликультурного образовательного процесса».

Объект: образовательный процесс, направленный на реализацию поликультурного образования.

Предмет: методическое сопровождение поликультурного образовательного процесса.

Цель эксперимента: определить эффективные методы и технологии, способствующие реализации поликультурного образовательного процесса.  

Гипотеза: методическое сопровождение поликультурного образовательного процесса будет реализовано, если разработать программу, определить критерии и показатели эффективности методического сопровождения, при этом особое внимание уделить выявлению и отбору эффективного инструментария по осуществлению методического сопровождения.

Задачи эксперимента:

     1.Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по определению компонентов методического сопровождения поликультурного образовательного процесса.

     2.Уточнить понятие «методическое сопровождение поликультурного образовательного процесса» на основе анализа научно-методической литературы и материалов ФГОС.

     3. Разработать программу методического сопровождения поликультурного образовательного процесса на всех ступенях, в том числе с учетом дошкольного образования. Выявить эффективный методический инструментарий по осуществлению методического сопровождения поликультурного образовательного процесса.

     4.Определить критерии и показатели эффективности методического сопровождения поликультурного образовательного процесса и на их основе провести оценку эффективности профессиональной деятельности педагогического коллектива.

Экспериментальная база – НОУ «Школа – интернат №20 ОАО «РЖД»

План работы ресурсного центра

этап эксперимента

Задачи этапа

Предполагаемый результат

2012-2015 годы

1. Осуществить теоретический анализ результатов научных исследований по проблеме ОЭР.

2. Провести мониторинговое исследование наличного (исходного) состояния работы в учреждении по реализации поликультурного образования.

3.Провести исследование уровня готовности педагогов к осуществлению деятельности по реализации поликультурного образования обучающихся.

4. Осуществить инвентаризацию и анализ используемых в образовательном процессе методик и образовательных технологий, направленных на реализацию цели ОЭР.

5. Разработать программу методического сопровождения поликультурного образовательного процесса.

  • 6. Разработать и апробировать экспериментальную модель «детский сад–начальная школа». В рамках реализации этой модели апробировать учебно-методические комплексы, способствующие решению задач поликультурного образования;
  • 7. Подготовить педагогический коллектив учреждения, родительскую общественность к совместной реализации задач поликультурного образования.
  • 8. Способствовать прохождению курсов повышения квалификации по проблеме организации поликультурного образовательного процесса всем членам педагогических коллективов в течение 2012-2015 гг.

9. Подготовить публичный отчет об итогах первого этапа опытно-экспериментальной работы.

1. Уточнение понятия «методическое сопровождение поликультурного образовательного процесса».

2. Скорректирован пакет диагностических методик по выявлению и определению уровня освоения поликультурного образования, в том числе толерантности обучающихся.

3. Организованы и проведены семинары, педагогические советы по проблемам и перспективам поликультурного образования, психолого-педагогические практикумы и психологические тренинги, педагогические чтения, мастер-классы, открытые занятия.

4. Повысилась мотивация педагогического коллектива и родительской общественности к деятельности по реализации задач поликультурного образования обучающихся.

5. Разработана программа родительского всеобуча по проблеме поликультурного образования детей.

6. Проведена оценка обеспеченности учебниками и учебно-методическими материалами, анализ этнокультурных параметров учебного плана. Разработан учебный план с учетом задач поликультурного образования обучающихся.

7.Разработана и апробирована модель поликультурного образования «детский сад–начальная школа».

8. Организована апробация методик и технологий поликультурного образования и разработка методических рекомендаций по их использованию.

9. Выполнен план повышения квалификации членов педагогического коллектива по проблеме организации поликультурного образовательного процесса.

10. Проведен публичный отчет о выполнении первого этапа опытно-экспериментальной работы.

2016-2018 гг.

1. Определение критериев и показателей эффективности методического сопровождения поликультурного образовательного процесса.

2. Разработка и апробация методического инструментария по сопровождению поликультурного образовательного процесса.

3. Создание условий для участия обучающихся и воспитанников в мероприятиях, способствующих освоению поликультурного образования.

4. Обработка, анализ данных по результатам экспериментальной работы. Коррекция деятельности и обобщение опыта работы по проблеме эксперимента.

5. Разработка предложений по совершенствованию методики преподавания русского языка как неродного в дошкольном образовательном учреждении и общеобразовательной школе-интернате.

 6. Разработка психолого-педагогического сопровождения процесса формирования российской идентичности в системе дошкольного и общего образования с учетом преемственности в подходах, методах, технологиях организации поликультурного образовательного процесса.

7. Подготовка методических материалов и публикаций с целью распространения опыта.

8. Экспертиза итоговых материалов.

1. Разработаны критерии и показатели эффективности методического сопровождения поликультурного образовательного процесса.

2. Осуществлен мониторинг результатов ОЭР на основе выявленных критериев и показателей эффективности методического сопровождения поликультурного образовательного процесса.

3.Разработана программа методического сопровождения поликультурного образовательного процесса.

4. Разработан методический инструментарий по сопровождению поликультурного образовательного процесса, включающий:

- программа обучающих семинаров и тренингов;

- пакет диагностик по определению степени готовности учителей к осуществлению деятельности по методическому сопровождению поликультурного образовательного процесса;

- предложения по совершенствованию методики преподавания русского языка как неродного в дошкольном образовательном учреждении и общеобразовательной школе-интернате.

5. Анализ итогов ОЭР.

6. Внесены коррективы в процесс методического сопровождения поликультурного образовательного процесса по итогам анализа результатов ОЭР.

7. Создан банк данных элективных курсов, факультативов, кружков и секций, востребованных обучающимися.

8. Увеличение количества обучающихся и воспитанников, принимающих участие в мероприятиях творческого и олимпиадного характера; увеличение числа победителей и призеров данных мероприятий на различных уровнях.

9. Публикации, устные выступления в научно-практических конференциях различного уровня, проведенные семинары, блоги и сайты педагогов.

10. Разработана программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования российской идентичности в системе дошкольного и общего образования с учетом преемственности в подходах, методах, технологиях организации поликультурного образовательного процесса.

     Научная значимость результатов исследования состоит в уточнении понятия «методическое сопровождение поликультурного образовательного процесса» на основе анализа научно-методической литературы и материалов ФГОС; в выделении компонентов методического сопровождения реализации поликультурного образовательного процесса.  

     Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что

     - разработана программа методического сопровождения поликультурного образовательного процесса;

     - определены критерии и показатели эффективности методического сопровождения поликультурного образовательного процесса;

     - разработан методический инструментарий по осуществлению методического сопровождения поликультурного образовательного процесса включающий:

     - программу обучающих семинаров и тренингов;

     - пакет диагностик по определению степени готовности учителей к осуществлению деятельности по реализации поликультурного образования обучающихся;

     - предложения по совершенствованию методики преподавания русского языка как неродного в дошкольном образовательном учреждении и общеобразовательной школе-интернате;

      -предложения по совершенствованию методики преподавания языков народов РФ как родных в дошкольном образовательном учреждении и общеобразовательной школе-интернате;

     -программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования российской идентичности в системе дошкольного и общего образования с учетом преемственности в подходах, методах, технологиях организации поликультурного образовательного процесса.

     Выбор методик и методов эксперимента обусловлен сочетанием теоретического и прикладного характера данной работы. При изучении психолого-педагогической и методической литературы, затрагивающей вопросы поликультурного образования обучающихся и выделении компонентов методического сопровождения реализации поликультурного образовательного процесса, а также при рассмотрении некоторых аспектов практического опыта работы применялись такие теоретические методы как теоретико-методологический анализ научной литературы, теоретический поиск, метод проектирования, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование.

     Помимо перечисленных теоретических методов, для разработки программы методического сопровождения поликультурного образовательного процесса, определения критериев и показателей эффективности этого сопровождения,  а также определения и оценки результатов экспериментальной работы необходимо использование таких эмпирических методов как опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), психометрические (тесты специальных интересов), экспертная оценка, изучение педагогической документации, анализ творческих работ и выполнения тестовых заданий, наблюдение, обобщение педагогического опыта,  а также ранжирование, рейтинговая оценка, математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

     Прогнозируемые эффекты:

     В результате опытно-экспериментальной работы в школе

     - повысится значимость методической работы и будут созданы условия для методического сопровождения поликультурного образовательного процесса;

   - повысится уровень психолого-педагогических знаний субъектов образовательного процесса по проблемам поликультурного образования и методическому сопровождению данного процесса;

     - повысится мотивация и готовность педагогов и родителей к совместной деятельности по реализации задач поликультурного образования обучающихся;

     - у обучающихся не только повысится уровень освоения поликультурного образования, но и сформируется готовность применения знаний и умений в жизни.