cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Средства обучения и воспитания

В учебном процессе в лицея используется широкий спектр средств обучения и воспитания.

Средства обучения наряду с словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы лицея.

Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточные материалы и т.д.)

Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.)

Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях и т.п.)

Наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)

В лицее все учебные кабинеты оснащены современной мебелью, компьютерной и интерактивной техникой, техническими средствами обучения. Подключены к сети Internet и соединены в общую сеть учебные кабинеты. Воспитанники и педагоги имеют свободный доступ к сети Internet.

Имеются современные дидактические материалы, наглядные пособия, учебное оборудование, интегрированные творческие среды (редакторы текстов, графики, музыки и набор программируемых объектов), универсальные учебные тренажёры для обучения письму, счёту, чтению. Виртуальные лаборатории по химии, биологии, конструкторы по математике, физике, истории позволяют строить имитационные модели, ленты времени и генеалогические деревья, проводить эксперименты. Коллекции растений и насекомых, цифровые микроскопы, ЛабДиски (уровень шума, освещённости, измерять расстояние до объекта, измерение ритма биения сердца, температуры) необходимы для формирования навыков исследовательской, проектной деятельности уже в начальной школе.

Воспитание – часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением, процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие обучающегося.  Процесс воспитания в школе-интернате основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и учащихся:

-неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и учащегося, соблюдения конфиденциальности информации об учащемся и семье, приоритета безопасности учащегося при нахождении в общеобразовательном учреждении;

-ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого участника образовательных отношений, что способствует их конструктивному взаимодействию;

-реализация процесса воспитания главным образом через создание детско-взрослых общностей, которые объединяют учащихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

-организация основных совместных дел учащихся и педагогических работников как предмета их совместной заботы;

-системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности.

Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей таких как патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, научная картина мира, духовные ценности, толерантность, милосердие, искусство и литература, природа, человечество. Каждая из перечисленных ценностей переформулированная педагогом как вопрос, становится важной воспитательной задачей, которую он решает.

Лицей отличают мощные традиции, в которых ключевые общешкольные дела осуществляются в сотворчестве и содружестве ученического и педагогического коллективов при поддержке родительской общественности и социальных партнеров.

Важной чертой каждого ключевого дела и большинства других совместных дел является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов.

В проведении общешкольных дел поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие учащихся, их социальная активность, помощь и поддержка старшими младших. Все педагогические работники ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.

Главной фигурой воспитания в лицее является воспитатель (классный руководитель), реализующий по отношению к учащимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

При переходе на новые образовательные стандарты (при введении ФГОС НОО и ООО) наметилась тенденция относить к средствам воспитания компоненты мира жизнедеятельности ребенка, а именно учение, общение, труд.

Общение как средство воспитания:

Роль общения как воспитательного средства в лицее проявляется в том, что, общаясь с окружающими людьми в процессе различных видов деятельности, во время игр, спортивных занятий, входя в неформальные контакты со сверстниками, старшими и младшими школьниками, родственниками, знакомыми и другими людьми, обучающийся получает разнообразные знания о предметном мире, а также о мире идей и отношений. Это очень эффективный путь познания, поскольку обмен информацией в общении характеризуется высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени и успешной социализацией обучающихся.

Общение – один из важнейших факторов возникновения, формирования, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками, в ходе которого ребенок проявляет свои интересы и, встречая понимание со стороны товарищей, укрепляется в своих склонностях, поэтому в лицее уделяют огромное значение социализации учеников, развитию навыков коммуникативного общения через отработанную систему психологических тренингов, различных видов социального проектирования.

Общение, организованное с целью оказать влияние на воспитанника, чтобы включить его в деятельность, способствующую формированию положительных личностных качеств и вызвать у него стремление к самосовершенствованию, называют педагогическим общением. Его специфика в школьной системе воспитания проявляется в ярко выраженном воспитательном характере, поскольку оно в отличие от других видов общения (социального, психологического, бытового и др.) обязательно предусматривает решение педагогических задач.

В зависимости от решаемых педагогических задач принято выделять следующие виды педагогического общения: а) непосредственное, в форме прямых контактов воспитателя и воспитанника; б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.

Педагогическое общение – это не только общение воспитателя и воспитуемого, но и общение воспитанников между собой. Общение со сверстниками – не только самостоятельная сфера жизнедеятельности личности, но и фактор, который пронизывает все остальные сферы, поскольку на его основе происходит обмен духовными ценностями в форме диалога школьника как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Именно этим определяется роль общения в воспитательном процессе школы-интерната.

Учение как средство воспитания:

Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на обучающихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.

Эффективность воспитательного воздействия учения в школе значительно повышается, т.к. на уроках практикуются так называемая совместная продуктивная деятельность школьников, которая становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач. В результате организации на уроке совместной продуктивной деятельности в лицее возрастают и объем усваиваемого материала, и глубина его понимания, на формирование понятий, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении. Уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания). Дети получают большее удовольствие от процесса учения, комфортнее чувствуют себя в школе. Снижается тревожность, развиваются познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся. Возрастает сплоченность класса, взаимоотношения между детьми становятся теплее, человечнее, ученики начинают лучше понимать друг друга и самих себя. Растет самокритичность детей, поскольку, приобретая опыт совместной работы со сверстниками, они более точно оценивают свои возможности, лучше контролируют себя. Дети, помогавшие в учении товарищам, начинают с большим уважением относиться к труду учителя. Они приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе (ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, коллективистские мотивы поведения). Учитель же получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам (учитывать их способности, темп работы, взаимные склонности при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, уделять больше внимания «слабым»). Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Труд как средство воспитания:

Труд выступает воспитательным средством в лице, в котором эффективное воздействие на формирующуюся личность оказывает деятельность, целенаправленно видоизменяющая и совершенствующая объекты материальной и духовной среды. В этой деятельности совершенствуется и сам ребенок – в физическом, умственном, нравственном, эстетическом и других отношениях. Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Они могут быть заложены в самом труде, его результатах или в том, что может этот результат дать ребенку.

Физический труд по сравнению с другими видами трудовой деятельности становится понятным и доступным ребенку уже в раннем возрасте. К его разновидностям относится труд по самообслуживанию, которым человек занимается на протяжении всей своей жизни. Получая удовлетворение от результатов своего труда (наведение порядка, подготовки одежды и обуви к использованию и др.), ребенок приобретает потребность постоянно иметь такой порядок вещей. Но одновременно он обнаруживает, что для поддержания порядка необходимы приложение усилий, затраты труда. Систематическое приложение усилий требует развития и укрепления воли. Здесь особенно нужны участие и пример взрослого, умело создающего эмоционально-психологические условия для эффективной в воспитательном отношении работы.

Интеллектуальный труд – это эмоциональное и умственное напряжение, мыслительная деятельность, выполняемая исследователем, познающим неизвестное. Такой труд имеет место в ходе учебной деятельности, когда учитель стимулирует и организует самостоятельный поиск обучающихся с целью открытия ими неизвестного.